Муниципальное общеобразовательное учреждение Ремонтненская гимназия 1 С. Ремонтное год.
Цели урока : повторить изученное об имени прилагательном как части речи ; грамматические признаки прилагательного ; синтаксическую роль ; правописание безударных падежных окончаний ; распознание имен прилагательных в тексте ; обогащение речи за счет использования в ней имен прилагательных.
Проблема урока : Какую роль играют имена прилагательные в тексте ?
Правдин(экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
Этимологическая страничка. Прилагательное ( латинское ) – « нечто прибавленное », « приложенное ». Эпитет ( греческое )- « приложение ». Художественное, образное определение. Прилагательное … Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему - то « прилагаться », присоединяться. Дословный перевод названия « прилагательное » с греческого – эпитет. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка!. И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромноые вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.
Лось - огромноое, животное, с широкими, развесистыми рогами
Олень - красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами
* по цвету : * форме : * размеру, росту : * весу : * авторской оценке ( отношение автора ): темно - бурый, белые горбоносая морда, стройные, вывороченные длинная, огромноая, высокие своеобразный, хорош. тяжелый, грузный
Вывод : для чего же служат прилагательные ? Чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку, без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркоость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.
Над глубок… свеж… снегами огромно… и удивительно нежно… небо. Такие ярко… радостно… краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свеж… снегом и зелен… бором. (И.Бунин)
Задания к тексту : К какому стилю относится этот текст? Тип речи- описание, повествование, рассуждение? Какую картину рисует автор в тексте? Какие слова помогают нам ярче представить эту картину? Назовите их. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются? Дать определение имени прилагательного. Какие признаки предметов обозначают прилагательные? С какой частью речи связано имя прилагательное и почему? Как определить род, число, падеж имени прилагательного? ( К художественному) (рисует образную картину зимнего утра) (цвет, форму, размер)
Синтаксический разбор предложения : Особенно хороши они над свежим снегом и зеленым бором.
Перед вами репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря « Февральская лазурь »
Творческая работа В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник … неба, … берез, …. веток и …. теней на … снегу.
Проверь себя ! Проверь себя ! В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Какой частью речи является слово яркоими в предложении : Яркими красками радуют нас по утрам январские морозы.
Итог урока 1. Что мы сегодня повторили об имени прилагательном? 2. Для чего мы используем их в речи? 3. И вот стихотворение А.С.Пушкина А нынче…погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит О чем это стихотворение? Это образец художественного слова. Что же использует Пушкин для создания яркоой, образной картины зимнего утра? Как эти прилагательные называют в поэтической речи?