Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида 4 « Брусничка » Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида 4 « Брусничка »
Идея работы Воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития творческих способностей
Противоречия Между природными задатками старших дошкольников к фантазированию, творчеству и отсутствием эффективной технологии для развития таковых Между необходимостью разностороннего использования детских игр как важнейшего фактора творческого развития ребенка и отсутствием системы в их применении.
Программа «Радуга» ТРИЗ – технология Сочинение загадок Сочинение сказок (Дж. Родари) Составление путаниц, небылиц Разбор, решение и составление проблемных ситуаций Морфологический анализ (решение проблемных ситуаций) Игры на развитие фантазии Сочинение сказок (Дж. Родари, Фесюкова Л. Б.) Сочинение загадок Связь программы «Радуга» и ТРИЗ технологии по формированию творческих способностей дошкольников
Цель Помочь детям овладеть методологией творчества для дальнейшего ее использования в различных видах творческой деятельности, в быту, в дальнейшей жизни
Задачи Формирование управляемого, продуктивного воображения Развитие системного мышления, креативности Совершенствование речи и речевого творчества Формирование качеств творческой личности Воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений
Работа с противоречиями Работа с картиной Сочинение загадок Сочинение сказок
Цель: развитие у детей основных мыслительных операций диалектического характера Работа с противоречиями
Формирование чувствительности к противоречиям Формирование чувствительности к противоречиям Антонимические цепочки Цель: научить детей находить слова – антонимы 4 года - прилагательные, существительные, глаголы 5 лет - +наречия, вразброс части речи 6 лет - определенные части речи Нахождение в одном объекте два противоположных свойства Цель: учить находить два противоположных свойства в одном предмете и объяснять их наличие 4 года - полуактивный этап 5 лет - активный этап 6 лет - самостоятельный
Формулировка противоречий Цель: научить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований. 4 года- полуактивный этап 5 лет- активный этап 6 лет- самостоятельный
Способы разрешения противоречий Цель: научить детей наделять объект противоположными значениями одного признака С 5 летнего возраста.
Работа с картиной Цели Учить использовать различные каналы восприятия Рассматривать сюжет картины в динамике Активизировать словарный запас детей Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка и основывается на алгоритмах мышления.
Состав картины (Волшебник «Я - Вижу») Преобразование сюжета во времени ( « Волшебники времени » ) Преобразование сюжета во времени ( « Волшебники времени » ) Характеристики объектов с помощью различных анализаторов (волшебники « Я ощущаю запах », « Я слышу », « Я пробую на вкус » « Я ощущаю лицом и руками » ) Характеристики объектов с помощью различных анализаторов (волшебники « Я ощущаю запах », « Я слышу », « Я пробую на вкус » « Я ощущаю лицом и руками » ) Связи и взаимодействия между объектами (волшебник « Дели-Давай » ) Связи и взаимодействия между объектами (волшебник « Дели-Давай » ) Алгоритм работы с картиной
Сочинение загадок Цели Научить детей составлять собственные загадки Учить систематизировать свойства предметов и явлений Развивать ассоциативное мышление и умственные способности
Модели сочинения загадок Модель 1 загадки по признакам Какой? Что бывает таким же? Модель 2 загадки по действиям Что делает? Кто (что) делает так же? Модель 3 загадки на ассоциации На что похоже? Чем отличается?
Сочинение сказок Цели Учить детей оформлять в словах свои собственные мысли и впечатления Развивать воображение, фантазию, мышление
Способы сочинения сказок Сочинение сказок 1 способ Перестановка событий внутри одной сказки 1 способ Перестановка событий внутри одной сказки 2 способ Перестановка персонажей в рамках одной сказки 2 способ Перестановка персонажей в рамках одной сказки 3 способ Включение в сюжет дополнительных героев 3 способ Включение в сюжет дополнительных героев 4 способ Изменение характеров персонажей 4 способ Изменение характеров персонажей
Работа с противоречиями Работа с картиной Сочинение загадок Сочинение сказок
Диагностика Антонимические цепочки
Нахождение в объекте два противоположных свойства
Работа с картиной
Сочинение загадок
Работа со сказкой
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Монтень