Выполнила группа финансистов
Цель данной работы: Рассмотреть основные типы задач на проценты Показать широту применения задач «на проценты» Выявить сферы применения данных задач Рассмотреть формулу сложного процента, а также схему расчета сложного процента и их применение при решении задач на проценты
Задачи данной работы: Провести анализ математической и научно- методической литературы по проблеме исследования с целью выделения основных теоретических фактов по теме «Проценты». Выяснить историю происхождения процента, выделить основные типы задач по теме «Проценты». Выяснить сферы использования процентов, их роль в жизни человека. Рассмотреть основные типы задач «на проценты» с их последующим решением, выделить формулу для вычисления «сложного процента», а также схему решения задач на «сложные проценты».
История создания процентов. Само слово «процент» происходит от лат. «pro centum», что означает в переводе «сотая доля». В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило, то есть пользуясь пропорцией. В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в средние века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином. Фламандский ученый, военный инженер Симон Стевин не был по профессии математиком, но его трудолюбие и талант позволили ему занять достойное место среди выдающихся европейских математиков. Он первым в Европе открыл десятичные дроби. Симон Стевин опубликовал таблицу для вычисления сложных процентов, которая использовалась в торгово-финансовых операциях. В практической жизни полезно знать связь между простейшими значениями процентов и соответствующими дробями: половина - 50%, четверть - 25%, три четверти - 75%, пятая часть - 20%, три пятых - 60% и т.д.
Основные теоретические факты: В любой задачи есть условие, т.е. исходные данные, заключение, т.е. требование, которое нужно выполнить и субъект, который это требование выполнит. Задача – это задание, которое должен выполнить субъект, или вопрос, на который он должен найти ответ, опираясь на указанное условие и все вытекающие из них следствия.
Основные методы решения текстовых задач: Арифметический Арифметический - Суть арифметического метода состоит в том, что задачи решаются по действиям. Алгебраический Алгебраический - Суть алгебраического метода решения задач состоит в том, что одна из величин принимается, например за х, все зависимости существующие между величинами переводятся на язык равенств, уравнений и далее решается полученное уравнение. Здесь мы предполагаем, что искомая величина найдена и оперируем ей как известной величиной. После нахождения х полученные результаты переводятся с математического языка на естественный.
Основные типы задач на проценты: Нахождение процентов от данного. Нахождение числа по его процентам. Нахождение процентного отношения.
Чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соответствующую дробь. Например: 20% от 45кг пшеницы равны 45·0,2=9 кг.
Чтобы найти число по его проценту, надо часть, соответствующую этому проценту разделить на дробь. Например: Если 8% от длины бруска составляют 2,4см, то длина всего бруска равна 2,4:0,08=30см
Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100%. Например. 9г соли в растворе массой 180г составляют 9:180·100%= 5%.
Sp = [P * I * t : K] : 100 I - годовая процентная ставка t - количество дней начисления процентов по привлеченному вкладу K - количество дней в календарном году(365 или 366) P - сумма привлеченных в депозит денежных средств Sp - сумма процентов (доходов)
S = P + [P * I * t : K] : 100 S - сумма банковского вклада (депозита) с процентами, I - годовая процентная ставка t - количество дней начисления процентов по привлеченному вкладу K - количество дней в календарном году(365 или 366) P - сумма привлеченных в депозит денежных средств Пример: Предположим что банком принят депозит в сумме 50тыс. рублей сроком на 3 месяца по ставке 10,5 процентов «годовых» Sp = * 10,5 * 90 : 365 : 100 = 1294,52 S = * 10,5 * 30 : 365 : 100 = ,52
Sp = P * [(1 + I * t : K :100) n - 1] или Sp = S - P = P * (1 + I * t : K : 100) n – P I - годовая процентная ставка t - количество дней начисления процентов по привлеченному вкладу K - количество дней в календарном году (365 или 366) P - сумма привлеченных в депозит денежных средств Sp - сумма процентов (доходов). n - число периодов начисления процентов. S - сумма вклада (депозита) с процентами Однако, при расчете процентов проще сначала вычислить общую сумму вклада с процентами, и только затем вычислять сумму процентов (доходов). Формула расчета вклада с процентами будет выглядеть так: S = P * (1 + I * t : K : 100) n
Пример: Принят депозит в сумме 50тыс. Рублей сроком на 90 дней по ставке 10,5 процентов годовых с начислением процентов каждые 30 дней. S = * (1 + 10,5 * 30 : 365 :100)3 = =51 305,72 Sp = * [(1 + 10,5 * 30 : 365 : 100)3 -1] = =1 305,72
Сфера применения процентов : в финансовой и экономической (банки), социальной (распределение населения), политической (голосование), коммунальной (повышение и понижение стоимости электроэнергии и квартплаты), в товарных отраслях, в научной (химия, физика – величина КПД)
Задача 1. Вкладчик положил некоторую сумму на вклад «Новогодний» в Сбербанк России. Через три года вклад достиг рублей. Каков был первоначальный вклад при 11% годовых? Решение: Используем формулу сложного процента и находим а (1+0,1)3 = ,331а = а = (руб.) – первоначальный вклад Ответ: рублей первоначальный вклад при 11% годовых.
Задача 2. Цена бананов в магазине «Копейка» первоначально составляла 21р.99коп. С декабря месяца цена сначала поднялась на 15%, потом понизилась на 6,5%, затем снова поднялась на 10%. Какова цена бананов? Решение: По формуле сложного процента находим: 21,99(1+0,15)(1,065)(1+0,1)=26(р) Ответ: 26 рублей цена бананов.
Задача 3. На выборах президента РФ в марте приняли участие 68% избирателей Прилузского района. 50% от числа принявших участие в выборах отдали голоса за избранного президента Медведева Д.А. Сколько жителей проголосовало за него, если в городе проживает 75 тыс. взрослого населения? Решение: Определим число избирателей, принявших участие в выборах: · / 100 = (чел.) Определим число избирателей, отдавших голос за Медведева Д.А.: · / 100 = (чел.) Ответ: человек проголосовало за Медведева.
Решение: В 20 т металла содержится 100 – 6 = 94%, или 20 0,94= 18,8 (т) чистого металла, который составляет от массы руды 18,8 100 / 40 = 47 %. Ответ: в руде 47 % примесей. Задача 4. Из 40 т руды выплавили 20 т металла, содержащего 6% примесей. Сколько процентов примесей в руде?
Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно. Поэтому выбранная нами тема актуальна. В работе мы обобщили предыдущий опыт, связанный с темой «Проценты», а также рассмотрели более сложные задачи по данной теме. Также мы узнали, что при решении задач на проценты можно использовать формулу сложного процента, а также схемы.
Решенные нами задачи показали, что применение формулы «сложных процентов» весьма эффективна, поэтому нам бы хотелось, чтобы и остальные учащиеся нашего класса познакомились с ней и увидели ее эффективность, при решении более сложных задач по теме «Проценты».
Алимов Ш.А., Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др е изд. – М.: Просвещение, – 207 с.: ил. Григорьева Т.П., Кузнецова Л.И., Перевощикова Е.Н., Пыжьянова А.Н. Пособие по элементарной математике: методы решения задач. Часть 2. 4 – е изд. – Н.Новгород: НГПУ, с. Иванова Т.А., Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова; Под ред. проф. Т.А. Ивановой. – Н.Новгород: НГПУ, – 320 с. Теляковский С.А., Алгебра 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. – М.: Просвещение, – 375 с.: ил. Шевкин А. В., Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»: Лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», с.