Информационно-диагностический центр управления образования администрации Сеченовского района Методическая разработка раздела программы «Биология человека» на тему: «ВЫДЕЛЕНИЕ» Работу выполнила: учитель первой квалификационной категории, МОУ Мамлейской ООШ Булгачева Надежда Николаевна Сеченово 2010
Если человек потерял деньги, он ничего не потерял. Если человек потерял время, он многое потерял. Если человек потерял здоровье, он все потерял. Народная мудрость.
Актуальность Проблема здоровья становится актуальной. Причина: негативно отношение человека к своему здоровью. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе – характерная особенность подростка. Отсутствие культуры здоровья в стране и в семье.
Цель и задачи раздела Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы; Задачи: образовательные – знать строение мочевыделительной системы, строение почки и её функции, этапы образования мочи, причины заболеваний органов выделения и меры их профилактики. развивающие – уметь работать с учебником, проводить анализ и делать выводы, объяснять новые понятия, воспроизводить полученную информацию воспитательные – воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни, актуальность ценности человеческой жизни, уважительное отношение к одноклассникам.
Знания и умения должны знать: Строение и функции органов и систему органов, их нейрогуморальную регуляцию; Топографию органов в организме человека; Влияние образа жизни и вредных привычек на здоровье человека; Термины: почка, мочевой пузырь, мочеточник, нефрон, капсула, лоханка, извитой каналец, петля Генле, первичная, вторичная моча, пиелонефрит, цистит, энурез, искусственная почка. должны уметь: Распознавать органы и систему органов по таблицам, рисункам, фотографиям; Находить связь между строением и функциями органов; Осуществлять элементарные приемы самонаблюдения за состоянием своего здоровья в целом, и системы органов в отдельности. Распознавать отклонения от нормы в состоянии органов и системы органов.
Внутрипредметные и межпредметные связи Все живые организмы Покровы тела Пищеваритель ная система Дыхательная система Химия Кровеносная система Физика
Планирование темы Название темы Тема урока Цель урока ОборудованиеНовые термины Тема 12 Выделение 2 - часа Выделение. Строение и работа почек. Заболевания почек, их предупреждения. Сформировать у учащихся знания анатомо – физиологических особенностей мочевыделительной системы. Учащиеся должны иметь гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы Рельеф строение почки человека, торс человека, компьютер, CD Почка, мочевой пузырь, мочеточник, нефрон, капсула, лоханка, извитой каналец, петля Генле, первичная и вторичная моча. Нефрит, цистит, энурез, искусственная почка.
Формы и методы Формы Методы информационный частично- поисковый групповая фронтальная индивидуальная репродуктивный
Строение мочевыделительной системы
Камни в почках
Искусственная почка
Трудные моменты
Воспитательные возможности Общее охлаждение организма, простуды Несоблюдение правил личной гигиены Причины почечных заболеваний Ядовитые вещества Острая пища, переедание, избыток солей в пище Заболевания зубов, ротовой полости, горла, воспаление миндалин
Результативность
Учебно-методический комплекс