М.Ю.Лермонтов Подготовка к сочинению по теме Антивоенный пафос стихотворения М.Лермонтова «Валерик» 11 класс Презентация Погребняк Н.М.
Вступлении Возможны два варианта вступления: - биографическое - аналитическое Рассмотрим предложенные варианты.
Биографическое вступлении Ключ к раскрытию темы дают сведения из биографии М.Лермонтова, факты его жизни, характеристика его окружения
Вопросы для вступительной части сочинения Какое впечатлении произвела поездка Лермонтова на Кавказ в детские годы? За что был разжалован Лермонтов и выслан на Кавказ? Каков был формальный и фактический повод для второй ссылки поэта?
Возможный вариант биографического вступления Кавказ живет с Лермонтовым в душе, как с Кавказом в душе живут произведения великого поэта. Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком. Грандиозная красота кавказской природа навсегда пленила Лермонтова. Он возвращался сюда, но не всегда встречи с Кавказом происходили по его воле. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки поэта.
Особое «дело о непозволительных стихах», написанных на смерть А.Пушкина, заканчивается участием Лермонтова в походах против горцев. Через год, возвращенный из ссылки поэт за участие в дуэли снова сослан в Тенгинский пехотный полк, участвующий в битвах с горцами. Как человек военный, Лермонтов участвует в боевых действиях. По воспоминаниям современников «был отчаянно храбр, … но это не было его призваниим». Об этом говорит сам поэт, как и о своем отношении к войне. (80-90 слов)
Аналитическое вступлении Суть аналитического вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Уместно начать сочинении с характеристики понятия пафос, описания признаков антивоенного пафоса. Это сразу поставит сочинении на правильный путь, выведет на доказательства, что стихотворении Лермонтова обладает этими признаками.
Вопросы для аналитического вступления Что такое пафос художественного произведения? Признаки антивоенного пафоса
Возможный вариант аналитического вступления С идеей художественного произведения тесно связан пафос – вдохновении, переживании, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Это ведущий эмоциональный тон произведения, главный мотив, стремлении передать читателю не только правду, но и сочувствие, сострадании, воодушевлении.
Антивоенный пафос – это осознании утраты важных жизненных ценностей – человеческой жизни, национальной или личной свободы, возможности счастья. Антивоенными следует считать не те художественные произведения, где воспевают героизм победителей, а те, где осуждается война как противоестественное явлении, где жестокости противопоставляются другие ценности, прежде всего гуманизм. Таким произведениим является стихотворении М.Лермонтова «Валерик». ( 80 слов)
Основная часть 1. Историческая основа стихотворения
2. Отношении Лермонтова к своему воинскому долгу
3. Какой след оставило сражении в памяти Лермонтова?
4. Отношении Лермонтова к войне
5. Сострадании к бессмысленно гибнущим жертвам, расположении к горцам
6. Что ценит Лермонтов в горцах?
7.Противопоставле- нии картины страшной битвы и величественной природы
8. Идея стихотворения
Заключении В заключении должны присутствовать сжато сформулированные выводы. Можно завершить сочинении теоретическим заключениим, ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию. Можно связать выводы сочинения с современностью.
Возможный вариант заключения Зачем? Снова и снова задаем себе этот вопрос. Что движет людьми, разжигающими вражду и ненависть? Непомерные амбиции, корысть, честолюбие, жажда власти? Кто разжигает пожар войны? Ответы на эти вопросы мы ищем сегодня, когда идет война на Украине, когда есть политики, мечтающие о переделе мира, когда идут информационная и религиозная войны.
Но, как говорит Лермонтов, «…беспрестанно и напрасно…» враждует человек. В войне нет победителей! Есть реки слез, крови реки, страдании и смерть. Зачем?! (60 слов)