Комплексный анализ текста
ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические и речевые умения. На примере двух произведений Солженицына рассмотреть такие нравственные понятия как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; попытаться осмыслить образ Матрены как образ праведницы земли Русской; задуматься над смыслом человеческой жизни; формировать умение находить общую идею, проблему в разных произведениях, отрабатывать навык аргументации с опорой на читательский опыт при создании собственного сочинения.
Эпиграф урока «Текст лишь тогда действительно существует и выполняет свои функции, когда воспринимается читателем». М.М. Бахтин
Прослушивание текста А.И. Солженицына из цикла «Крохотки»
Орфографическая разминка Классифицировать и объяснить орфограммы (ОТРАБОТКА НАВЫКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ А13, А15, А17)
Какой тип речи представлен в тексте? 1) описание 2) повествование с элементами описания 3) повествование 4) рассуждение с элементами повествования
После какого предложения должно стоять следующее предложение: «Не только без ухода-досмотра, но и против всякого ухода, в насмешку?»
Укажите предложение, в котором употреблен архаизм? (1 ряд) Из предложения выпишите прилагательное в роли существительного. (2 ряд) Найдите в тексте индивидуально-авторские слова. (3 ряд)
Из следующих предложений выпишите слова, образованные 1 ряд - приставочно-суффиксальным способом (3 предложение) 2 ряд - приставочным (4 предложение) 3 ряд – суффиксальным ( 13 предложение)
Определите вид подчинительной связи в предложениях и словосочетаниях: из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование ( 1 ряд ); из предложения 13 выпишите словосочетание со связью управление (2 ряд); из предложения 4 выпишите словосочетание со связью примыкание ( 3 ряд );
Среди предложений 3-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Среди предложений 2 -9 найдите простые односоставные безличные предложения.
Дайте характеристику следующим предложениям: 1 ряд – 10 2 ряд – 13 3 ряд - 11
Найдите в тексте известные вам изобразительно-выразительные средства?
Определите проблемы текста А.И. Солженицына и позицию автора
Проблемы текста : Автор поднимает «вечные» вопросы борьбы добра и зла в человеческом обществе, способен ли свет доброты победить тьму жадности и жестокости? Кто прорвет эту черту обреченности? Победят ли совесть, человечность, доброта, нравственность?
Позиция автора Лихое зелье не скоро в землю уйдет. Такой закон всемирный - доброму всегда труднее.Из этого закона не выбиться никогда. У каждого живущего свой труд. Автор считает, что выжить добру, милосердию, честности, нравственности гораздо труднее. Автор выражает надежду : в России еще есть люди, которые ставят духовные ценности выше материальных, люди для которых «смысл земного существования – не в благоденствии,а в развитии души».
Какое предложение текста наиболее тесно связано с рассказом «Матренин двор»?
Солженицын – трудно достигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью. Владимир Соколов.
Как связаны два произведения А.И. Солженицына?
«Есть такие прирожденные ангелы,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись(«чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают,- и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». Статья «Раскаяние и самоограничение».
Добро – это особый, не изученный пока вид энергии, который не исчезает из мира, а накапливается… Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны… Прожить жизнь праведно – как просто и как невозможно трудно…
Домашнее задание: напишите сочинение - рассуждение по данному тексту, используя следующий план: вступление проблема текста комментарии к проблеме позиция автора собственная позиция ( приведите три аргумента, один из которых читательский) заключение