Педагогическая инноватика
Педагогическая инноватика как наука - это Междисциплинарная научная дисциплина, исследующая проблематику эффективности процессов изменений образовательных систем (инновационных процессов). Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Объект педагогической инноватики процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах. Предмет педагогической инноватики это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений. Общая задача педагогической инноватики изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности.
Анализ понятийного пространства инновационной деятельности Нововведение Инновационное образование Инновационная деятельность Инновационный процесс Новшество Инновация Понятийное пространство педагогической инноватики как науки Инновационнаяшкола
Что такое инновация? Инновация – это генерация новых идей; новые технологии; основа конкурентоспособности продукта, предприятия, отрасли производства, государства; самое эффективное средство достижения высокой прибыли. Инновация – это процесс обновления, реализации, внедрения новшества, деятельность по выращиванию новации в определенную социальную практику Инновация в образовании – это воплощение в реальную социальную практику уникальных педагогических идей; современные образовательные и информационно- коммуникативные технологии; способ выращивания конкурентоспособной, социально-активной личности; мощный инструмент становления общества - как общества образовательного
Что такое инновация? (международный стандарт)конечный результат нового или усовершенствованного продукта внедренного используемого Инновации (международный стандарт) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. (в сфере образования)конечный результат нового содержания, метода, формы организации учебно- воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения используемого Инновации (в сфере образования) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно- воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в образовании положительные изменения Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в системе в преобразуемой системе в результате специально организованной инновационной деятельности
Новшество и нововведение Новшество – это потенциально возможное изменение Новшество есть средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы. Нововведение (инновация) – это уже произошедшее изменение Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, освоивших новшество.
Новации и инновации: сопоставительный анализ Критерии НовацияИнновация 1. Масштаб целей и задач 2. Методологическое обеспечение и научный контекст 3. Характер действий (качество) 4. Тип действий Частный Информирование, передача и обобщение опыта Экспериментальный (апробирование частных нововведений) и ограниченный по масштабу и времени В рамках существующих теорий, легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения, Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат, продолжительный по времени Выходит за рамки существующих теорий, вызывает ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Проектирование новой системы деятельностей Системный
Новации и инновации: сопоставительный анализ Критерии НовацияИнновация 5. Реализация 6. Результат, продукт 7. Новизна 8. Последствия Изменение отдельных элементов в существующей системе Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией ) Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Усовершенствование прежней системы, рационализация ее функциональных связей Проращивание, культивирование (изнутри). Организация условий и пространства для соответствующей деятельности Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Инновационная деятельность в образовании - это Процесс, направленный на воплощение результатов научно- педагогических исследований и разработок в реальную образовательную практику. Научно- исследовательская деятельность, Научно- исследовательская деятельность, получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение») Проектная деятельность, разработка особого, инструментально- технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект») Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») Целенаправленное преобразование практики образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.
Инновационный образовательный проект - это Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение новой образовательной модели, содержания образования, форм и методов обучения и воспитания и т.п. с целью получения полезного эффекта. Инновационная образовательная программа – это Комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающей эффективное решение задач развития личности в образовательных процессах
Типы инноваций в образовании Инновации - модернизации это инновации, совершенствующие, но принципиально не изменяющие учебный процесс, направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционно репродуктивного образовательного процесса и повышение его эффективности Инновации -трансформации это инновации, преобразующие традиционный образовательный процесс. Они связаны с исследовательской проектно-преобразующей деятельностью и ориентируется на постановку и достижение принципиально новых целей образования
Сравнение инновационных моделей Параметры Инновации - модерниза ции Инновации- трансформации 1. Единица управления 2. Цель 3. Позиция обучающего ся Обучающийся – субъект образовательной ситуации: ценность - продуктивная поисковая деятельность. Эффективное усвоение заранее заданных строго фиксированных эталонов. Создание условий для развития способности к саморазвитию Обучающийся – объект обучающих воздействий; ценность – эффективная репродуктивная деятельность. Образовательный процесс как единство действий двух автономных субъектов: педагога и ученика. Образовательная ситуация как встреча, взаимодействие позитивно зависимых друг от друга субъектов – педагога и ученика
Сравнение инновационных моделей Параметры Инновации - модерниза ции Инновации- трансформации 4. Позиция обучающего 5. Отношение к личности субъектов образования 6. Характер обучения Личностная включенность всех участников образовательного процесса.. Оператор стандартизированных методов и средств. Обучение как освоение нового не до конца очерченного социокультурного опыта. Обучение – выращивание. Обучение – диалог. Отношения в образовательном процессе личностно- нейтральные, личностно- отчужденные. Партнер, коллега обучающихся по совместному, учебному исследованию Обучение как усвоение строго определенных предметных эталонов. Обучение – механизм (процесс). Обучение – монолог.
Инновационный процесс - это Процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения или процесс освоения. источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма общественной практики. Место инновационного процесса в цикле инновационных преобразований
Стадии инновационного процесса (по В.С. Лазареву) Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса (выявления проблемы). Эту функцию выполняют субъекты инновационной деятельности. 2) Выявление потребности в изменениях запускает процесс создания новшеств. Разработка способов решения проблем (= проектирование новшеств) может осуществляться теми: кто лично выявил проблему, кто возьмется за это по собственной инициативе кто выполняет эту деятельность по заказу. 3) Распространение новшества требует его тиражирования, доведения информации о нём до потенциальных пользователей. 4) Внедрение (освоение) и перевод в режим постоянного использования идет в образовательных учреждениях.
Инновационное образование это развивающее и развивающееся образование это такое образование, которое признано вносить новое качественное изменение в существующий опыт и традиции в контексте времени. Сущность и цель инновационного образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.
Развивающее и развивающееся образование Развивающее образование Что является предметом развития? Индивидуальные способности человека Детско-взрослые общности и общество в целом Образовательные системы и педагогическая деятельность как социокультурная технология развития и человека, и общества. Развивающееся образование Как и при каких условиях осуществляется развитие? обще-системные условия - задают норму функционирования системы образования в целом; внутри-системные условия - определяют уровень и качество функционирования системы; вне (меж-)-системные условия - определяют ресурсы развития образования.
Инновационная школа Это школа, профессиональная деятельность которой складывается проектно через определённые этапы проектирования, программирования, исследования, стратегирования, охватывающие все слои образовательной системы. Нововведения в этой школе разворачиваются на всех уровнях существования образовательной системы: философском, психологическом и дидактическом – и за счёт этого приобретают новые качества. Сущностные характеристики инновационной школы системность нововведений; наличие исследовательской деятельности педагогов и учащихся; системная реализация таких видов деятельности как: - проектирование, - программирование, - исследование, - стратегирование, - рефлексивное управление. Институциональная структура инновационной школы консервативный институт – воспроизводство социокультурного опыта экспериментальный институт – исследовательская и опытно- экспериментальная деятельность инновационный институт – создание, внедрение и распространение новшеств обеспечивающий институт - управление и ресурсное обеспечение инновационных преобразований
Модель образовательного пространства инновационного ОУ Инновационная деятельность Распростра нение новшеств Внедрение новшеств Создание новшеств Образовательная деятельность Выявленные потребности в изменениях Нововведе ния
1. Педагогическая инноватика 2. Новшество 3. Нововведение 4. Инновация 5. Инновационный процесс 6. Инновационная деятельность 9. Новация 10. ? Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Потенциально возможное изменение. Реальное изменение, ставшее из возможного действительным. Такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. Новшество, включенное в образовательную систему. Процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств. Особый вид деятельности, связанный с изменением в способах и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности. Процесс целенаправленного преобразования образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов. Организационно управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике. Деятельность носит кратковременный характер, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы. Деятельность имеет целостный, системный характер, осуществляется на основе концептуального подхода, ведет к принципиальному преобразованию системы.