Проектная деятельность в начальной школе Учитель нач. классов МАОУ СОШ 9 Хаустова Ольга Викторовна
1) отвечает современным требованиям времени, 2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения, 3) развивает у учащихся интерес к научно- исследовательской работе, 4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе, Проектная деятельность в начальной школе
1 ЭТАП: творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. ( проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»). На уроках чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки- самоделки, блокнот, мини сборники)…
Окружающий мир : 1. Моя малая Родина. 2. Моя семья. 3. Мой класс и моя школа. 4. Мои домашние питомцы. 5. История моего имени
Технология Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Работа с родителями. Памятка для родителей. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них. Меньше наставлений, прямых инструкций. Не сдерживайте инициативу. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой. Не раздражайтесь. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается. Учите доводить дело до конца
2 ЭТАП - Первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаются презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий. Завершается этот этап проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.
Проект « Кошки» –Ласточкин Д., « Необычные цветы» – Леднева В.
Саватеева Л. – проект « Мир моих увлечений», Швидченко Н. - « Новый год»
3 ЭТАП. Акцент делается на использование компьютерных технологий. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Коллективно- творческий проект « Цветы для мамы»
« Есть такая профессия – Родину защищать!» – коллективная проектная работа
Итоговой работой являются выступления на школьных и районных конкурсах. Касьянова П. - призёр конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
Какова же роль учителя в ПД? Подходить творчески к любому проекту ученика. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах). В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу. Тесно сотрудничать с родителями. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе Плюсы проектной деятельности: + навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности Минусы проектной деятельности: - возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки.
Литература: Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, 6, Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 7, Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, 4, 2000 Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, 3, 1998