«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Advertisements

Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Картотека приёмов технологии развития критического мышления педагогический опыт учителей начальных классов МОУ «Сланцевская СОШ 3» (Андреевой Л.Э, Рыбаковой.
ЗНАЮХОЧУ ЗНАТЬ Луна, как и земля, вращается вокруг своей оси. Земля делает оборот за 24 часа, а Луна – за месяц. Оборот вокруг Земли Луна совершает так.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Транксрипт:

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов» «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта» /Стандарты второго поколения/

Приоритеты 1. Индивидуальность 2. Вариативность 3. Открытость

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму» китайская пословица

Технологии развития умственной деятельности o Технология развития критического мышления o Кейс-технология o Исследовательская технология обучения старшеклассников Технология группового обучения Технология проектного обучения (групповой проект) Обучение в сотрудничестве Диалоговые технологии развития творческих способностей школьников Обучение, погруженное в общение Технология игрового обучения

Основа технологии: вызов, осмысление, рефлексия I фаза ( 5 минут )- Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) II фаза ( 30 минут )-Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза ( 10 минут ) - рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы Прием «Синквейн» Прием «Верите ли вы?» Стратегия «Зигзаг» Прием «Рефлексивные вопросы» Прием «INSERT» Игра «Знаете ли вы, что…? Прием «Закончи предложение» Прием «Взаимоопрос»

Тонкие вопросы ( простые, односложные, требующие простого ответа на уровне воспроизведения) Толстые вопросы ( на сравнение, анализ, синтез, оценку) Когда? Что? Сколько? Где? Верно ли? Было ли? Согласны ли вы? Какие? Объясните, почему? Почему вы считаете? В чем различие? Предположите, что будет, если …? На что похоже?

Это стихотворение из 5 строк: 1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным) 2. Вторая строка - описание темы в двух словах (прилагательные) 3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами, деепричастиями) 4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме 5. Последняя строка - это синоним (метафора) из одного слова, который передает суть темы

Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство страны, Кладовая природы Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1 см образуется за 300 лет! Земля-матушка

Номер вопроса да нет да Нет

«Кластер» «Загадка» «Мозговой штурм» «Отсроченная догадка» «Корзина идей» Прием «толстых» и «тонких» вопросов» «Театрализация» «Да – нет- ка» «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия» «Перепутанные логические цепочки» «Проблемный вопрос»

Лес Хвойный (тайга) Сосна Ель Пихта Лиственный Береза, ольха, Осина, дуб Смешанный Сосна, ель, пихта, осина, береза, ольха, дуб

Учитель ставит перед детьми проблему: «Напишите за 1 минуту, что вы знаете о …?» Затем происходит обмен информацией в группах. Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод Учитель: -Какое слово может быть лишним? Почему? - Подумайте, можно ли наш способ применить к таким словам?

Это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии: 1. Выдвигать идеи, слушать внимательно, 2. Не повторяться. 3. Каждое следующее высказывание: а) либо продолжает предыдущее; б) либо противоречит предыдущему (опора на текст). Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе, Они отвечают на вопросы: 1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? ) Внимательно ли я слушал? ) Выдавал ли я интересные идеи?

п\ п Верное, неверное высказывание До чтения После чтения 1 Верно ли, что бабочка зарождается в 2 Согласны ли вы, что кузнечик может появиться из гусеницы? 3 Верно ли, что щука появляется из икры? 4 Согласны ли вы, что лягушка тоже появляется из икры? 5 Верно ли, что ящерицы, змеи зарождаются в яйце? 6 Согласны ли вы, что скворец появляется из яйца? 7 Верно ли, что медведь, заяц, лиса появляются из икры?

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт или «Чтение с пометками» Таблица «ЗХУ» «Дерево предсказаний» «Круги по воде» «Чтение с остановками» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Метод «Думательных шляп» «Кластер»

Этап "Чтение с пометками" 1. Предлагает каждому ученику текст. 1. Получают распечатку текста 2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки: V - знаю; - – противоречит моим первоначальным представлениям; ? – хочу узнать; + – это для меня новое. 2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки. 3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: Хочу узнать и Узнал новое. 3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. 4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы Узнал новое. 5 по 3 колонке «Хочу узнать» - заполнить 4. Участвуют в обсуждении Участвуют в обсуждении

«З» Знаем «Х» Хотим «У» Узнали (Осталось узнать) Категория информации А. Б. В. Г. Д. Источники информации *

О - облака С - снег А - атмосфера Д - дождь К - кристаллики льда И - изморозь

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. - Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 1 группа. Белая шляпа. - С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. 4 группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп.

Стадия рефлексии «Синквейн» «Диаманта» «Письмо учителю» «Пятиминутное эссе» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

ВАНЬКА несчастье грязный, голодный измученный, загнанный, уставший горе, неудача, нужда, безысходность ожидающий, мечтающий, надеющийся сытый, удовлетворённый счастье

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо учителю» (маме, инопланетянину, президенту и т п). Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ,повесть 2. Больше всего запомнилось 3. Понравилось 4. Не понравилось 5. Мое эмоциональное состояние 6. Этот рассказ учит меня

помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: 1) написать, что нового узнали по данной теме; 2) задать вопрос, на который они не получили ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

«Загадка» «Кластер» «Инсерт или «Чтение с пометками» «Круги по воде» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Прием работы с текстом «Азы работы над текстом» - выберите из текста новые понятия(основные понятия) и запишите их в алфавитном порядке. «Что не ждали ?» выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной. «Ты уже знаешь последние новости?» - выбери ту информацию, которая для тебя является новой.

«Главная жизненная мудрость» постарайся выразить основную мысль текста. Или какая фраза каждой части текста является центральным высказыванием? «Известное и неизвестное» - найдите в тексте ту информацию, которая для вас была известная и неизвестная. «Иллюстративное изображение» – постарайся проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка или схемы. «Поучительный вывод» - Можно ли из прочитанного сделать такие выводы, которые были бы поучительными и значимыми для будущей деятельности? «Важные темы для обсуждения»- найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают внимания и обсуждения?

«Азы работы над текстом» Выберите из текста новые понятия(основные понятия) и запишите их в алфавитном порядке. «Ты уже знаешь последние новости?» Выбери ту информацию, которая для тебя является новой. «Главная жизненная мудрость» Постарайся выразить основную мысль текста. Или какая фраза каждой части текста является центральным высказыванием? «Поучительный вывод» Можно ли из прочитанного сделать такие выводы, которые были бы поучительными и значимыми для будущей деятельности? «Иллюстративное изображение» Постарайся проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка или схемы.