Теоретические подходы к решению педагогических проблем образования личности Семинар заместителей директоров по воспитательной работе 2012 год Власенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия 2 1.
Боброва Елена Валентиновна доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Требование к профессионально – педагогической компетентности классного руководителя в условиях нового стандарта. в условиях нового стандарта.
Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения Совместный педсовет ОУ образовательного.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКОКРЕАТИВ» Автор-составитель: Клюкина Светлана Анатольевна учитель технологии первой квалификационной категории.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
МБОУ СОШ 10 г. Павлово, 2012г. заместитель директора по воспитательной работе Шитова Ольга Константиновна.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Презентация по теме: презентация этика в профессиональной культуре педагога
Ставит главной задачей – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
Моральные ценности сегодня. Есть ли они в нашей школе? Какие?.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Транксрипт:

Теоретические подходы к решению педагогических проблем образования личности Семинар заместителей директоров по воспитательной работе 2012 год Власенко Елена Александровна, методист МБОУ ММЦ Семинар заместителей директоров по воспитательной работе 2012 год Власенко Елена Александровна, методист МБОУ ММЦ

1. Классный час во 2 классе на тему «В дружбе сила». Медведева Елена Анатольевна - классный руководитель Медведева Елена Анатольевна - классный руководитель МБОУ Щербаковской сош МБОУ Щербаковской сош 2. Теоретические подходы к решению педагогических проблем образования личности. проблем образования личности. Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ 3. Комплексный подход к воспитанию обучающихся. Практикум «Условия успешной реализации комплексного Практикум «Условия успешной реализации комплексного подхода к воспитанию» подхода к воспитанию» Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ 4. Обзор методической литературы. Разное. Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ 1. Классный час во 2 классе на тему «В дружбе сила». Медведева Елена Анатольевна - классный руководитель Медведева Елена Анатольевна - классный руководитель МБОУ Щербаковской сош МБОУ Щербаковской сош 2. Теоретические подходы к решению педагогических проблем образования личности. проблем образования личности. Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ 3. Комплексный подход к воспитанию обучающихся. Практикум «Условия успешной реализации комплексного Практикум «Условия успешной реализации комплексного подхода к воспитанию» подхода к воспитанию» Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ 4. Обзор методической литературы. Разное. Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ Власенко Е.А. – методист МБОУ ММЦ Тема семинара: «Теоретические подходы к решению педагогических проблем образования личности» План семинара:

Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Сухую ветвь один огонь исправит. Саади Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Сухую ветвь один огонь исправит. Саади

Деятельностный подход в решении проблем обучения и воспитания личности Актуальность данного подхода определяется следующими факторами: 1) Деятельность выражает уровень активности личности учащегося, определяет ее способность реализовать отношения с окружающим миром. 2) Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность. 3) Единство деятельности и развития личности носит всеобщий характер (С.Л. Рубинштейн). Существуют многообразные классификации видов деятельности: материальная и духовная; репродуктивная и творческая деятельность; познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, производственная и др. Общие виды деятельности человека - игра, учение, труд, общение.

Основные положения этого подхода: в центре процесса образования находится личность учащегося; образование должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности; процессы обучения и воспитания должны быть дифференцированы, то есть иметь разные уровни трудности и другие положения. Личностно-ориентированный подход в решении проблем обучения и воспитания личности Личностно-ориентированный подход в решении проблем обучения и воспитания личности «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» К.Д. Ушинский !!! В основе подхода лежит переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в процессе обучения и воспитания. !!! Главное назначение личностно-ориентированного образования в раскрытии природы и условий реализации личностно-развивающих функций.

Системный подход - это одно из методологических направлений современной науки, связанное с представлением, изучением и конструированием объекта как системы Системный подход в решении проблем обучения и воспитания личности Системный подход в решении проблем обучения и воспитания личности !!! Его основными положениями являются требования единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса, ориентации на всестороннее развитие личности путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий образования. Иерархия педагогических систем

Технологический подход в решении проблем обучения и воспитания личности Формула образования может быть представлена следующим образом: Образование = Воспитание + Обучение Развитие... п/п Критерии эффективности Показатели эффективности 1Качество знаний Успеваемость, обученность 2Характер мотивации Интересы, цели Потребность достижений 3Овладение деятельностью Коэффициент овладения деятельностью 4Характер деятельности Уровень активности Уровень самостоятельности Уровень креативности Деятельностные критерии и показатели эффективности образовательных технологий

!!! Основные понятия ценностно-ориентированного подхода: понятия личности, ценности и ценностных ориентаций. Ценностно-ориентированный подход в решении проблем обучения и воспитания личности Непреходящими общечеловеческими ценностями являются: жизнь во всех ее проявлениях; человек с комплексом гуманистических качеств (любовь, добро, общение, счастье, достоинство); познание и составляющие его компоненты (информация, знания, культура, истина, средство самовыражения); красота и формы и способы ее творения и проявления (искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика быта и труда); труд и его аспекты (средство существования и совершенствования, источник познания и радости, основа творчества и возможности самореализации, основа профессии); отечество как условие существования личности (гарантия мира и безопасности, свободы, соблюдения прав человека, форма выражения национального самосознания, условие соблюдения социальной справедливости).

!!! Основное понятие: понятие открытой системы. Синергетический подход в решении проблем обучения и воспитания личности Основными требованиями синергетического подхода являются: 1. Процесс образования личности должен быть открытой системой: а) состоять из подсистем; б) являться подсистемой системы более высокого порядка и обмениваться информацией с другими ее подсистемами. 2. В образовании личности должен быть обеспечен переход от управления к самоуправлению, от развития к саморазвитию.

1. Процессуальный подход (совокупность взаимосвязанных непрерывных видов деятельности). 2.Проблемно-ориентированный подход (обязательном опережающем выделении и анализе проблем образования, в разработке программ по их решению). 3. Ситуационный подход (способ мышления, когда в общем процессе образования выделяются ситуации, в отношении которых разрабатывается программа действий). 4. Оптимизационный подход (определение комплекса условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата при минимально возможных затратах). 4. Оптимизационный подход (определение комплекса условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата при минимально возможных затратах). 5. Исследовательский подход (определение комплекса способов по сбору и обработке информации о состоянии ОП). 6. Культурологический подход (реализацию культуры в качестве меры и способа творческой самореализации в разнообразных видах образовательной деятельности). Частные подходы к решению проблем образования и воспитания

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Комплексный подход к воспитанию обучающихся Комплексный подход к воспитанию обучающихся Комплексный подход к воспитанию Комплексный подход к воспитанию - единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса

Комплексный подход !!! Основное требование комплексного подхода к воспитанию обеспечение тесного политического единства, трудового и нравственного воспитания. Требования комплексного подхода, осуществляемого педагогом в современных технологиях воспитания: 1) необходимо влиять на все сферы личности ребенка: сознание, чувства, поведение; 2) органичное слияние воспитания (внешних педагогических воздействий) с самовоспитанием личности; 3) единство и координация влияний всех социальных институтов, имеющих отношение к воспитанию. Комплексный подход предполагает сочетание базового и дополнительного образования, единство воспитания и обучения.

Условия успешной реализации комплексного подхода к воспитанию

Комплексный подход Условия успешного применения комплексного подхода к воспитанию: научно-методические; научно-методические; учебно-материальные; учебно-материальные; морально-психологические; морально-психологические; организационно-педагогические. организационно-педагогические.

Проследите комплексный подход к воспитанию. В чем он заключается? Проследите комплексный подход к воспитанию. В чем он заключается?

Планируя воспитательную работу, педагогу необходимо учитывать важные условия, обеспечивающие качество воспитательно – образовательного процесса: Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей. Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей. Опора на положительное в личности ребенка. Опора на положительное в личности ребенка. Доверие к ребенку. Доверие к ребенку. Выявление мотивов поведения. Выявление мотивов поведения. Дифференцированный подход. Дифференцированный подход. Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей. Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей. Опора на положительное в личности ребенка. Опора на положительное в личности ребенка. Доверие к ребенку. Доверие к ребенку. Выявление мотивов поведения. Выявление мотивов поведения. Дифференцированный подход. Дифференцированный подход. !!! Напомню, что сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать набором таких характеристик, как социокультурная компетентность, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, а также профессиональная направленность, эти качества необходимо формировать в средней школе.

Как в ОУ происходит формирование социокультурных компетенций, интеллектуальной и эмоциональной гибкости, профессиональной направленности у учащихся? Обсудите в группах, учитывая комплексный подход: 1 группа- проследите 1-6 классы; 2 группа класса. 1 группа- проследите 1-6 классы; 2 группа класса.

Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом, задает вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее - наши дети.

itelya_direktor.php vospitatelnyim-protsessom/ shkoly/library/plany-raboty-zam-direktora-po- vospitatelnoi-rabote