Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла Зенкова Т.С. – учитель физики высшей категории МОУ СОШ 9 г.Тамбова Попова О.А. – учитель химии высшей категории МОУ СОШ 9 г.Тамбова
Интеграция – взаимопроникновение учебных предметов друг в друга, с целью создания единого цельного знания. Интеграция – взаимопроникновение учебных предметов друг в друга, с целью создания единого цельного знания.
Физика Общие темы изучения Химия Строение вещества Атомы, молекулы. Движение и взаимодействие молекул Предмет химии. Вещества. Превращения веществ Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живой организм. Воздухоплавание. Состав воздуха. Плотность воздуха. Сжатие воздуха. Применение сжатого воздуха. Охрана атмосферного воздуха. Чистые вещества и смеси. Воздух.
Изменение агрегатных состояний воды Физические свойства воды и ее аномалии. Химические свойства воды. Биологическое значение воды. Анализ и очистка воды Вода. Растворение. Растворимость веществ в воде. Удельная теплота сгорания топлива Горение. Оксиды. Условия возник- новения и прекращения горения. Окисление. Кислород. Оксиды. Горение.
Строение атома. Что происходит при электризации. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Состав ядра: протоны, нейтроны. Изотопы. Основные сведения о строении атомов. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Топливо. Продукты сгорания топлива. Термохимические эффекты. Экзо- и эндотермические реакции Типы химических реакций
Для реализации интегрированного курса мы рекомендуем применение современных технологий обучения: Для реализации интегрированного курса мы рекомендуем применение современных технологий обучения: ИКТ (информационно-коммуникативная система обучения), ИКТ (информационно-коммуникативная система обучения), КСО (коллективная система обучения), КСО (коллективная система обучения), ПД (проектная деятельность), ПД (проектная деятельность), РО (развивающее обучение), РО (развивающее обучение), УДО (уровневая дифференциация обучения), УДО (уровневая дифференциация обучения), ДМИ (дидактически многомерные инструменты), ДМИ (дидактически многомерные инструменты), ТК (тестовый контроль), ТК (тестовый контроль), ОК (опорные конспекты). ОК (опорные конспекты).
«Строение атома» 8 класс.
Цель урока: изучить строение атома. Задачи:Образовательные: изучить планетарную модель атома; изучить планетарную модель атома; познакомить учащихся с гипотезой Томсона и опытом Резерфорда; познакомить учащихся с гипотезой Томсона и опытом Резерфорда; ввести понятие об изотопах и на его основе уточнить понятие химического элемента; ввести понятие об изотопах и на его основе уточнить понятие химического элемента; показать материальность мира, его непрерывное движение, непрерывность процесса познания, обусловленность развития науки производством. показать материальность мира, его непрерывное движение, непрерывность процесса познания, обусловленность развития науки производством.
Развивающие: отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома исходя из положения химического элемента в периодической системе; отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома исходя из положения химического элемента в периодической системе; развивать общеучебные умения и навыки: планирование ответа, умение четко объяснять запись, логически строить свой ответ; развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать. развивать общеучебные умения и навыки: планирование ответа, умение четко объяснять запись, логически строить свой ответ; развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать. способствовать развитию естественно – научного мировоззрения и целостной картины мира; способствовать развитию естественно – научного мировоззрения и целостной картины мира; развивать логическое мышление учащихся. развивать логическое мышление учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, умение учащихся работать самостоятельно, в группах малого состава; воспитывать чувство коллективизма, умение учащихся работать самостоятельно, в группах малого состава; формировать гуманные качества личности учащихся; формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения; совершенствовать навыки общения; создавать условия для реальной самооценки учащихся. создавать условия для реальной самооценки учащихся.
Структура урока Организационный момент. Организационный момент. Мотивационная основа урока. Мотивационная основа урока. Изучение темы «Строение атома» с помощью презентационного материала. Изучение темы «Строение атома» с помощью презентационного материала. Отработка навыков определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов. Отработка навыков определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов. Подведение итогов, оценки за урок. Подведение итогов, оценки за урок. Домашнее задание. Домашнее задание.
Закрепление полученных знаний 1. дифференцированная парная по разноуровневым карточкам с целью определения числа протонов и нейтронов в ядрах атомов химических элементов. 2. работа в парах сменного состава с целью научиться рассчитывать относительную атомную массу химических элементов с учетом содержания их изотопов в природе. 3. самостоятельная работа по учебникам физики и химии о сравнении протонов и нейтронов, о выяснении почему эти частицы называют нуклонами. 4. составление опорного конспекта по уроку.
Темы уроков в рамках интегрированного курса «Физика-химия 8 класс» «Строение вещества» «Строение вещества» «Воздушная оболочка Земли» «Воздушная оболочка Земли» «Самое удивительное вещество на планете» «Самое удивительное вещество на планете» «Виды топлива и охрана окружающей среды» «Виды топлива и охрана окружающей среды» «Условия возникновения и прекращения горения» «Условия возникновения и прекращения горения»