Имя существительное (часть 3) Выполнила учитель-логопед В.А. Чередник МОУ Подгорнская СОШ 2011
УЧИМСЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОДИН, ОДНА И ОДНО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
УЧИМСЯ УПОТРЕБЛЯТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ДВА И ДВЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
УЧИМСЯ ПРИДУМЫВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ ОДИН ОДНА, ДВА ДВЕ
КАК КОТЕНОК СЧИТАТЬ УЧИЛСЯ Маленький котёнок был очень весёлым и любопытным. Прибежал он как-то с улицы и говорит маме-кошке: А у меня есть друг. Он не похож на меня, но тоже очень веселый. Мы с ним играли. А какой он, твой новый друг? спросила мама. Он тоже маленький, жёлтенький и, хоть ножек у него меньше, чем у меня, бегает он быстро. А ещё он быстро зёрнышки клюёт. Много зёрнышек. Мама, а сколько это МНОГО? Большой ты у меня, сынок, отвечала мама-кошка, пора тебя считать поучить. А ты своего друга, цыплёнка, научишь. И принялась кошка котёнка математике учить. Вышел котёнок во двор, через весь двор цыплёнку кричит: Я теперь большой и считать умею! У тебя ДВЕ НОГИ, а у меня ЧЕТЫРЕ НОГИ! А теперь давай твои зёрнышки считать! ОДНО ЗЁРНЫШКО, ДВА ЗЁРНЫШКА, ТРИ ЗЁР- НЫШКА, ЧЕТЫРЕ ЗЁРНЫШКА, ПЯТЬ ЗЁР- КА - Да нет, не ПЯТЬ ЗЁРНЫШКА, а ПЯТЬ ЗЁРНЫШЕК, - поправляет Цыпленок, - Давай бабочек посчитаем! ОДНА БАБОЧКА ДВЕ БАБОЧКИ, ТРИ БАБОЧКИ, ЧЕТЫРЕ БАБОЧКИ, ПЯТЬ БАБОЧКОВ...
А теперь ты ошибся, говорит котёнок, ПЯТЬ БАБОЧЕК надо говорить! Мы с то бой уже большие и нам нужно поскорее на учиться не только хорошо и быстро считать, но и правильно говорить. Давай опять вместе считать и друг другу помогать! Ну, конечно; давай начинай, ты первый! Весь день считали котёнок и цыплёнок жуков, букашек, пауков, камешки на тропинке, цветы на клумбе, лепестки у ромашки и... всего и не перечислишь! А теперь и мы посчитаем с друзьями! ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ... Я ИДУ СЧИТАТЬ! Т. Шуйская
ПРО НОС И ПРО ЯЗЫК Согласование имени числительного с существительным У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один. Скажи, бабушка, просит Катя, почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один? А потому, милая внучка, отвечает бабушка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала, да нос свой, куда не надо, не совала. По Е. Пермяку.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ (С ОКОНЧАНИЕМ -ОВ).
УЧИМСЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ Расскажи Маше, какие овощи и фрукты продаются в этом магазине. Например: «В магазине много огурцов, помидоров т.д.». Закрой книгу и вспомни, что ты видел в магазине. Скажи, что надо купить Маше в магазине (посмотри на под сказку рядом с девочкой). Рассмотри овощи и фрукты и найди три ошибки
УЧИМСЯ УПОТРЕБЛЯТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ Расскажи, какие животные и птицы живут в зоопарке. Например: «В зоопарке много лосей, медведей, лошадей, мышей...». Вольеры (домики) домашних животных и птиц обведи синим карандашом, а домики диких животных красным карандашом. Скажи, кого Маша будет кормить сначала, а кого потом? Например: «Маша будет кормить сначала лошадей, потом мышей...».
Расскажи, кто живет на ферме. (Там много собак, кошек, коз, овец и т.д.) Скажи, кого Петя будет кормить сначала, а кого потом? Сосчитай, сколько животных живут в каждом вольере?
УЧИМСЯ УПОТРЕБЛЯТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ Волшебный ветер унес из комнат все, что там было. Догадайся, что исчезло из дома. Например: «В кухне нет кастрюль и сковородок, нет тарелок, вилок, ложек, чашек и ножей... В комнате нет кресел, платьев, туфель, сапог и т.д.».
УЧИМСЯ УПОТРЕБЛЯТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ (С ОКОНЧАНИЕМ -ЕВ И -ЁВ) Сосчитай, сколько предметов нарисовали дети на каждом своём рисунке. При счете надо следить за правильными четким произнесением окончаний. Например: «Одно платье, два платья, 3..., 4..., 5 платьев. Маша нарисовала 5 платьев и т.д.». Закрой книгу и постарайся вспомнить, что нарисовали Маша и Петя. Ответы должны быть в форме родительного падежа множественного числа. Найди одинаковые платья и листья.