В период раннего средневековья школы преимущественно существовали при церквях и монастырях. Церковь определяла их программу и подбирала состав учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование в Средние века. Долгие века церковные и монастырские школы оставались единственными заведениями, где можно было получить образование В раннее.
Advertisements

ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ПЛАН УРОКА 1.Школьное образование. 2.Средневековые университеты. 3.Развитие науки.
Средневековые школы и университеты. . Проблема : Определить основные этапы образования. Понятия : Образование, Школа, Университет, « семь рыцарских добродетелей.
Презентация к уроку Всеобщая история 6 класс автор Басов В.Ф. МБОУ СОШ 2 п.Добринка ТЕМА «В поисках знаний» г.
Методическая разработка по истории (6 класс) по теме: Презентация
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
Презентация по педагогике СТУДЕНТКИ 1КУРСА ГРУППЫ з КАЗАКОВОЙ ОЛЬГИ Средневековые университеты Средневековые университеты.
История школьного обучения Работа Лазарева Филиппа5Б.
ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ монастырские школы епископальные (кафедральные) приходские школы.
В поисках знаний…. Церковные школы монастырскиесоборные.
Культура западной Европы в XI – XIII вв. Образование в эпоху расцвета Средневековья.
Подготовили презентацию ученицы 6 класса Б Асхадуллина Валерия, Дроздкова Наталья, Корнильцева Арина.
СРС Тема: История латинского языка Выполнил: Культуманов А. Курс: 1 Факультет: ОМ Группа: 119 Проверила: Нургазина М. С. Министерство науки и образования.
РЕБЁНОК В ШКОЛЕ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ ШКОЛЫ Ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
П РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ : « Западноевропейская культура XI-XV вв. (архитектура, литература, образование)»
Система обучения и образования в Древнем Риме имела своей целью вырастить и воспитать достойного гражданина и храброго воина. Но кроме всего прочего древнеримское.
Представления о культуре во времена европейского Средневековья.
Как и почему PhD степень развилась в своей современной форме? Дэвид Гордон Всемирная Федерация Медицинского Образования Копенгаген.
Снято много фильмов, написано несчетное количество книг…Но вы уверены, что вы знаете культуру средневековой Европы такой, какая она была на самом деле?
Культура раннего средневековья. Истоки культуры в Раннее средневековье Мир Римской Империи: города Высокая культура Европейская культура Мир варваров:
Транксрипт:

В период раннего средневековья школы преимущественно существовали при церквях и монастырях. Церковь определяла их программу и подбирала состав учащихся. Находившиеся в руках духовенства, эти школы был предназначены почти исключительно для будущего церковного причта и давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета

Исследования в области права и медицины сначала сосредотачивались в Италии. В XII веке основной была школа в Болонье. Здесь монах Грациан создал кодекс канонического права, который облегчил обучение квалифицированных правоведов и юристов для нужд Церкви. Центр медицинских исследований находился в Салерно, где зародилось и получило развитие профессиональное обучение врачей, основанное на греко- арабской медицине.

Попытка свести воедино элементы образованности, унаследованные от античности, была осуществлена в VI в. Кассиодором (ок. 487 ок. 578 гг.) и Боэцием (ок или 525 гг.). «Учебник божественных и человеческих наук», написанный Кассиодором, был фактически энциклопедией «семи свободных искусств». По сочинениям и переводам античных авторов Боэция велось преподавание сначала в церковных школах, а затем и в университетах. Боэций

Обучение с самого начала носило богословско- схоластический характер. Схоласты не стремились открыть новых истин, не исследовали природы, не ставили экспериментов. Они занимались их толкованием текста Библии, творений богословских авторитетов и античных писателей. Кое-что брали они у своих мусульманских коллег. При этом проявлялось легковерие к самым фантастическим сообщениям.

Вначале считали, что Земля плоская, как диск, и окружена океаном, охотно верили в существование людей с песьими головами, рогатых, трехногих и четвероруких. Правда, под влиянием трудов античных и арабских авторов схоласты признали, что Земля шарообразна, но она по-прежнему считалась центром мироздания. Поэтому использовалась астрономическая система Клавдия Птолемея более чем тысячелетней давности.

Высшая школа возникает в Западной Европе в XI в. в виде университетов, раньше всего в центрах развитого ремесла, строительства и торговли Италии, Франции и Англии. Слово «университет» происходит от латинского Universitas - общность, т. е. совокупность руководителей и учеников.

В первой половине XI в. в Салерно на базе первой светской медицинской школы, существовавшей там с X в., был основан старейший в Европе университет. В 1119 г. был создан университет в Болонье, ставший впоследствии образцом при организации университетов в других европейских странах.

В 1160 г. был основан Парижский университет (Парижский университет некоторые отождествляют с Сорбонной. Это не совсем так. Следует сказать, что само название «Сорбонна» связано с организацией в 1257 г. капелланом Людовика IX Робертом Сорбонной первого общежития, или коллегии, для студентов и школяров теологического факультета) Сорбонна

В 1167 г. основан Оксфордский университет. Затем университеты возникли в Кембридже (1209 г.), Падуе (1222 г.), Неаполе (1224 г.), Саламанке (1225 г.). В 1348 г. Карл IV основал в Праге Карлов университет. В 1364 г. был организован университет в Кракове (Ягеллонский). В Вене университет возник в 1365 г. Оксфорд

К 1500 году в Европе существовало 80 университетов. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском человека.

Университет в средние века назывался «школой для всех», т. е. для всех желавших учиться. Прием в университеты практически не ограничивался. Желавший поступить в него попросту приписывался к тому или иному преподавателю магистру и имел право посещать занятия. Сведения относительно возраста студентов и длительности учебы не точны и зачастую противоречивы. С уверенностью можно сказать, что средние века слабо различали уровни образования, а университеты не были учреждениями одного лишь высшего образования. Отчасти там практиковалось начальное и среднее образование (либо они находились под университетским контролем).

В целом базовое университетское образование (изучение свободных искусств), длилось 6 лет, получали его где-то между 14 и 20 годами. Затем происходило обучение медицине и праву - где- то между 20 и 25 годами. Богословие требовало большего времени, ему учились примерно лет. Некоторые студенты выдерживали столь долгую учебу в надежде на продвижение по церковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно ориентирован на преподавание, выпуск учителей или профессоров.

Обычно в университетах было три факультета богословский (теологический), юридический (факультет права) и медицинский старшие факультеты. К ним добавлялся четвертый, младший факультет, «артистический» (от ars искусство), представлявший по сути среднюю школу, где изучали «семь свободных искусств».

В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься только рабы. Христианские авторы приспособили античные науки к нуждам христианского образования. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум («три пути знания»), с XIII в: арифметика, геометрия, астрономия и музыка квадривиум («четыре пути знания»).

Изучение грамматики представляло собой чтение древних греческих и римских авторов. Риторика прививала навык составления различных документов, писем, речей. Диалектика, так тогда называли формальную логику, приучала делать всевозможные выводы из какого-либо явления, факта, защищать свое мнение и опровергать чужое. Йос ван Гент. Семь свободных искусств - риторика

Знания арифметики сводились по существу к умению считать, вычислять дни церковных праздников. Геометрия давала некоторые знания о странах, это скорее была география с элементами других естественных наук. Астрономия была не чем иным, как астрологией. Музыка была необходима для того, чтобы исполнять и самим сочинять церковные псалмы. Йос ван Гент Семь свободных искусств - музыка

Язык преподавания и науки всюду единый латинский. Основной формой обучения была лекция, которая первоначально заключалась в чтении текста, сопровождавшегося разъяснениями и замечаниями, но постепенно становилась более свободной и тщательно продуманной. Отличительной чертой университетской жизни были диспуты: сначала формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались различные друг другу мнения и студент давал ответ, а затем следовало решение профессора. Несколько раз в год устраивались более свободные обсуждения, открытые для преподавателей, студентов и гостей, и тогда могли обсуждаться какие угодно вопросы.

В средневековых университетах существовал обычай уплачивать гонорар лектору из средств, собранных студентами. Они должны были также вносить плату за аренду помещения. Те, кто не вносил этот налог своевременно, оставляли у казначея наиболее ценные вещи (обычно книги). Магистр был не только преподавателем, но и наставником жизни. Как тогда говорили, «из кладезей его вместе с водами мудрости они черпали также и изящество нравов».

Университет это сообщество учителей и учащихся. Оно во многом напоминало ремесленный цех. Университет получал от своих основателей разные привилегии и потом берег и отстаивал их. Пользуясь большой самостоятельностью, университет часто был неподвластен местным властям. И если с ними возникали серьезные разногласия, и магистры и школяры в знак протеста уходили в другое место. Обычно спустя некоторое время их с извинениями просили вернуться назад: свой университет честь для любого города.

Эта корпорация была интернациональной: ее члены, преподаватели и студенты, прибывают из всех стран; санкционируется право преподавать повсюду. Факультеты образуют соответствующие корпорации внутри университета. Высшие 3 факультета - Права, Медицины и Теологии - управляются титулованными мэтрами, или регентами, во главе с деканом. Факультет Искусств, значительно более многолюдный, подразделяется на нации (группы, образуемые согласно месту рождения). Во главе каждой нации стоял куратор, избираемый регентами. Четыре прокуратора были помощниками ректора, возглавлявшего факультет Искусств. Везучим студентам удавалось устроиться в коллегии подобие современных общежитий.

В университете имелись общие для всех факультетов службы, но они были сравнимо слабыми, т.к. факультеты не имели большого числа общих для всех них проблем. У них не было ни общих зданий, ни общих земель. Представители всех факультетов и наций собирались в церквях и монастырях. По ходу века появляется глава всего университета: ректор факультета Искусств. Он распоряжался финансами и председательствовал на генеральной ассамблее. Переизбирался каждый триместр. Могущество университетской корпорации опиралось на 3 главных привилегии: автономную юрисдикцию, право на забастовку и уход, монополию на присвоение университетских степеней.

Шумные пирушки школяров были характерной чертой средневековых университетов. Среди студентов, особенно на старших факультетах, хватало солидных самостоятельных людей. Но большинство молодежь, к тому же не всегда хорошо обеспеченная. Многие из них подрабатывали, но чаще выпрашивали милостыню, а то и грабили по ночам. Как правило, все школяры очень любили свой университет, который называли «ласковой матерью» (alma mater). До сих пор студенты всего мира поют свой гимн, сложенный средневековыми школярами: «Так давайте радоваться!» («Gaudeamus igitur!»).

Часто школяры переходили из города в город, чтобы слушать лекции разных знаменитостей. Таких студентов называли ваганты (по-латыни «бродящие»). Многие из полузнаек- вагантов оказались прекрасными поэтами. Среди их произведений есть и лирика, и злая сатира, и даже не вполне приличные вирши. Но в остроумии и одаренности их авторам, часто безымянным, отказать нельзя.

У каждого университета также имелись свои обычаи, которые изменялись со временем. Например, болонский доктор получал степень в 2 этапа: собственно экзамен и публичный экзамен, представлявший собой скорее церемонию вступления в должность. Утром в день экзамена кандидат представал перед коллегией докторов, ему давали 2 отрывка для комментирования. Вечером комментарий зачитывался в общественном месте. Вслед за комментарием он отвечал на вопросы докторов, которые затем удалялись для голосования. Решение принималось большинством голосов.

Сдав этот экзамен, кандидат еще не получал докторского звания и права на преподавание. Для этого требовалось пройти публичный экзамен: в соборе он произносил речь и зачитывал тезисы о каком-нибудь из правовых положений, а затем защищал их от нападавших на него студентов. Тем самым он впервые играл роль мэтра на университетском диспуте. После этого архидиакон торжественно вручал ему лицензию, дающую право преподавать и соответствующие знаки отличия: кафедру, раскрытую книгу, золотое кольцо, судейскую шапочку или берет.

Университеты поставляли кадры для церкви. Ученое звание было значительной помощью в церковной карьере. Растущие аппараты управления феодалов и городов требовали большого количества грамотных и образованных людей, разбирающихся в законах (большинство аристократов были в первую очередь воинами, а выборные магистраты городов обычно не имели хорошего образования). Особенно много выпускников университетов поглощали суды и профессии, связанные с ними (писцы, нотариусы, адвокаты, прокуроры и собственно судьи). В крупных купеческих фирмах существовала достаточно сложная бухгалтерия и система учета.

Средневековый университет был продуктом именно западноевропейской цивилизации. Его специфику определяли три важнейших момента -автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские. В университетах концентрировалось развитие науки того времени. Они способствовали интернациональному культурному общению. Университетская среда, построенная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формированию нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.