Использование ИКТ на уроках химии Учитель Михайлова Людмила Федоровна.
В своей педагогической деятельности использую технологию развивающего обучения, направленную на обеспечение личности гимназиста. При данной технологии можно использовать проблемные уроки, уроки исследования, практический эксперемент и другие методы. Что бы уроки были более наглядными и современными использую мультимедийные комплекты ( «Общая химия» и «Органическая химия») и презентации уроков. На пример в 8 классе при изучении темы «Вещества» учащиеся выполняют лабораторный опыт « Изучение свойств алюминия»,что бы лучше понять где применяются в народном хозяйстве свойства алюминия и почему рассматриваем фрагмент презентации.
Al
Использую компьютер для проверки и закрепления некоторых тем: «Типы химических связей», «Классы неорганических веществ» и др. Использую фрагмент презентаций на пример.
Химическая связь
Из нижеприведённых формул веществ выпишите формулы в данные столбцы: F 2, BaI 2, H 2 O, FeCI 3,CaF 2, Li 3 N, O 2, CO, PH 3, HBr, NaBr, N 2, K 2 O, P 4, H 2 S. Формулы веществ с ионной связью Формулы веществ с ковалентной не полярной связью Формулы веществ с ковалентной полярной связью
Из нижеприведённых формул веществ выпишите формулы в данные столбцы: F 2, BaI 2, H 2 O, FeCI 3,CaF 2, Li 3 N, O 2, CO, PH 3, HBr, NaBr, N 2, K 2 O, P 4, H 2 S. Формулы веществ с ионной связью BaI 2 CaF 2 Li 3 N NaBr K2OK2OK2OK2O
Из нижеприведённых формул веществ выпишите формулы в данные столбцы: F 2, BaI 2, H 2 O, FeCI 3,CaF 2, Li 3 N, O 2, CO, PH 3, HBr, NaBr, N 2, K 2 O, P 4, H 2 S. Формулы веществ с ионной связью Формулы веществ с ковалентной не полярной связью BaI 2 F2F2 CaF 2 O2O2 Li 3 NPH 3 NaBrN2N2 K2OK2OP4P4
Из нижеприведённых формул веществ выпишите формулы в данные столбцы: F 2, BaI 2, H 2 O, FeCI 3,CaF 2, Li 3 N, O 2, CO, PH 3, HBr, NaBr, N 2, K 2 O, P 4, H 2 S. Формулы веществ с ионной связью Формулы веществ с ковалентной не полярной связью Формулы веществ с ковалентной полярной связью BaI 2 F2F2 H2OH2O CaF 2 O2O2 FeCI 3 Li 3 NPH 3 CO NaBrN2N2 HBr K2OK2OP4P4 H2SH2S
Почему идут химические реакции
Задачи урока. Систематизировать и углубить знания учащихся о законе сохранения энергии и превращениях её при химических реакциях Систематизировать и углубить знания учащихся о законе сохранения энергии и превращениях её при химических реакциях Повторить и расширить знания учащихся о тепловом эффекте реакции, термохимическом уравнении Повторить и расширить знания учащихся о тепловом эффекте реакции, термохимическом уравнении Познакомить с законом Г. И. Гесса, с понятием «теплота образования соединения», «энтропия». Познакомить с законом Г. И. Гесса, с понятием «теплота образования соединения», «энтропия». Закрепить умения решать расчетные задачи по термохимии, научить решать задачи с использованием закона Г. И. Гесса. Закрепить умения решать расчетные задачи по термохимии, научить решать задачи с использованием закона Г. И. Гесса.
План урока Закон сохранения энергии в химических реакциях. Экзо- и эндотермические реакции. Закон сохранения энергии в химических реакциях. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Закон Г. И. Гесса. Закон Г. И. Гесса. Применение закона Г. И. Гесса. Решение задач. Применение закона Г. И. Гесса. Решение задач. Понятие «энтальпии» Понятие «энтальпии»
Какой общий признак объединяет следующие реакции: Горение спирта Горение спирта Взрыв тротила Взрыв тротила Нейтрализация кислоты щелочью Нейтрализация кислоты щелочью Взаимодействие натрия с водой Взаимодействие натрия с водой Гашение негашеной извести водой Гашение негашеной извести водой Процесс фотосинтеза Процесс фотосинтеза Разложение известняка Разложение известняка Крекинг углеводородов Крекинг углеводородов Гидролиз крахмала Гидролиз крахмала Превращение кислорода в озон Превращение кислорода в озон
Закон сохранения энергии Энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только переходит из одной формы в другую. Экзотермическая реакция Эндотермическая реакция Внутренняя энергия реагентов Внутренняя энергия продуктов Выделяющаяся энергия Внутренняя энергия реагентов Поглощенная энергия
Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Как подсчитать тепловой эффект реакции? Как подсчитать тепловой эффект реакции? H 2 + CI 2 2HCI H 2 + CI 2 2HCI E H-H =436 кДж, Е H-CI =430 кДж, E CI-CI = 240 кДж. E H-H =436 кДж, Е H-CI =430 кДж, E CI-CI = 240 кДж. Q p = ΣQ продуктов – ΣQ реагентов Q p = ΣQ продуктов – ΣQ реагентов Q p = 2 * 430 – ( ) = 860 – 676 = 184 кДж Q p = 2 * 430 – ( ) = 860 – 676 = 184 кДж H 2 + CI 2 = 2HCI кДж H 2 + CI 2 = 2HCI кДж
Теплота образования соединения (Q обр )- это тепловой эффект реакции образования одного моля соединения из простых веществ, устойчивых в стандартных условиях (25 о С,1атм) С + О 2 = СО кДж С + О 2 = СО кДж 0,5 N 2 + 0,5 O 2 = NO – 90кДж 0,5 N 2 + 0,5 O 2 = NO – 90кДж
Закон Г. И. Гесса Тепловой эффект химической реакции не зависит от промежуточных стадий ( при условии, что исходные вещества и продукты одинаковы). Тепловой эффект химической реакции не зависит от промежуточных стадий ( при условии, что исходные вещества и продукты одинаковы). С + О 2 СО кДж моль (Q 1 ) С + О 2 СО кДж моль (Q 1 ) C + 0,5O 2 CO + Q 2 C + 0,5O 2 CO + Q 2 CO + 0,5O 2 CO кДж моль(Q 3 ) CO + 0,5O 2 CO кДж моль(Q 3 ) Q 1 = Q 2 + Q 3, отсюда Q 2 = Q 1 – Q 3 = 394 – 284 = 110 Q 1 = Q 2 + Q 3, отсюда Q 2 = Q 1 – Q 3 = 394 – 284 = 110 Q p = Σ Q обр(продуктов) - Σ Q обр(реагентов) Q p = Σ Q обр(продуктов) - Σ Q обр(реагентов)
задача Исходя из следующих данных : CH 4 = C (графит) + 2H 2 – 74,9 кДж, C (графит) + O 2 = CO kДж, 2H 2 + O 2 = 2H 2 O кДж; Вычислите тепловой эффект химической реакции CH 4 + 2O 2 CO 2 + 2H 2 O + Q.
Решение задачи Суммируем левые и правые части химических уравнений реакций Суммируем левые и правые части химических уравнений реакций CH 4 + C + O 2 +2H 2 + O 2 = 2H 2 + C + CO 2 + 2H 2 O + ( -74,9 +393, ,6) CH 4 + C + O 2 +2H 2 + O 2 = 2H 2 + C + CO 2 + 2H 2 O + ( -74,9 +393, ,6) CH 4 + 2O 2 = CO 2 + 2H 2 O + 890,2 кДж