Геометрия. 10 класс. Проект по теме «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». Автор проекта: Г.Е. Густова учитель математики МОУ СОШ п. Рощинский учебный год
«Математика есть прообраз красоты мира». И.Кеплер
- Зачем человеку надо знать о симметрии? - Почему правильных многогранников только пять? - Что общего между правильными многогранниками и философской картиной мира? - Какие букеты можно собрать в саду геометрии? - Как достигается красота в живописи и поэзии?
1. Симметрия в пространстве и все её секреты. 2. Правильные многогранники. 3. Тела Платона и философская картина мира. 4. Слайд-фантазия из сада геометрии. 5. Симметрия в живописи и поэзии.
- Мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, реализацию способностей и интересов в изучении темы « Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». - Создание развивающей среды для формирования умений извлекать нужную информацию, сравнивать, анализировать, находить закономерности, обобщать, вырабатывать собственную точку зрения. - Развитие компетентности в сфере познавательной деятельности. - Формирование навыков критического мышления, применения теоретических знаний на практике. - Развитие потребности в самовыражении, в творческой деятельности, через сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.
- Освоить представление о симметрии в пространстве, правильных многогранниках. - Рассмотреть виды симметрии в пространстве, примеры симметрии в природе и человеческой деятельности. - Сформировать представление о причинах конечного числа правильных многогранников, об элементах симметрии многогранников. - Расширить изучаемый материал учебника информацией из дополнительных источников, в т. ч. Интернет-ресурсов.
* Проект выполняется в рамках уроков геометрии 10 класса. Размещение темы в конце главы 3 «Многогранники», когда учащиеся уже освоили понятие и свойства некоторых многогранников, относительная простота теории допускают возможность самостоятельного исследования вопросов темы. * На осуществление проекта отводится 10 часов учебного времени. Тема и вопросы исследования предлагаются уч-ся в конце первого урока по теме «Многогранники». * Дальнейшая работа над проектом идёт параллельно изучению других тем главы. * В ходе работы над проектом обучающиеся самостоятельно изучают понятия симметрии в пространстве, правильных многогранников и их видов. * На обобщающем уроке - защита результатов исследований, решение практических задач по теме. * В проекте участвует весь класс. Работа осуществляется в группах по 2-3 человека. Каждая группа разрабатывает свою тему, исходя из проблемных вопросов. * По ходу работы над проектом учитель контролирует компетентность обучающихся в вопросах теории по теме, в умении поиска информации, обсуждения проблем, оформлении презентации, публикации. * Проводится отработка навыков и контроль имеющихся знаний по теме «Многогранники» в процессе решения задач.
Этапы урока Тема Деят-сть учителя Деят-сть уч-ся Подготовите- льный. Погружение в тему Понятие многогранника Призма. Формулирование основополагающего и проблемных вопросов. Рекомендации по использованию источников информации. Выбор проблемных вопросов, формулирование тем исследований, выдвижение гипотез. Сбор информации. Реализация проекта Пирамида. - Рекомендации по созданию презентации, буклета. - Предупреждение ошибок в оформлении результатов проекта. - Обработка, анализ информации. - Изучение критериев оценки презентации, критериев оценки буклета. Создание буклета, презентации. Защита проекта. Подведение итогов Правильные многогранники -Выводы. - Оценка результатов. -Контроль знаний уч-ся. -Защита проекта: *презентация; *буклет; -Выполнение контрольной работы. Зачёт.
-Визитка проекта. - Презентация проекта. - Дидактические материалы: * Практическая работа 1. * Тест. * Дополнительные задачи. * Практическая работа 2. * Контрольная работа. - Методические материалы:
Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет « хороший ум », задача современного учителя – найти применение этому уму.
©Gustova G. E. Проверочная работа. Каким видом симметрии обладает каждое из предложенных изображений? Запишите это под соответствующим рисунком. Постройте центр и оси симметрии, если таковые имеются, и укажите их количество.
©Gustova G. E. 1. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.- М., Глейзер Г.И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, И.В. Липсиц Экономика без тайн. М.: Вита-Пресс, И.С. Ганенкова. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы. Издательство «Учитель». Волгоград Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». 46, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-диск)