Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
1. Лежащая вне учебной деятельности Отрицательная Положительная социальные устремления узколичные мотивы
2. Лежащая в самой учебной деятельности Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
а) Познавательная мотивация б) Мотивация достижения успеха г) Мотивация избегания неудачи
Внутренние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития Недостатки психического развития Недостатки воспитанности личности Внешние по отношению к школьнику Недостатки образования личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольной среды
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения. Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
Инсценирование
Игра « Корректор» Вычеркивание букв, символа. Начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем. Пример. Вычеркните буквы А.М ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮАМКЧФФЛО МЖБЮР МФДЛЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОАЮНЗ КИМЬП
Инсценировка- тренинг чс
Вывод 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.