Заседание ТГ МАСТЕР - КЛАСС « Формирование информационной компетентности учителя »
Цель : повышение уровня информационной культуры педагога ; формирование информационной среды учебного процесса с целью повышения эффективности обучения.
Времена пошли такие, что можно позволить себе не помнить таблицу умножения, но вот с компьютером будь добр общаться на « ты » и без посторонней помощи. Что поделаешь – информационный век на дворе.
Информационная компетентность – составная часть профессиональной компетентности учителя, определяющая такие слагаемые его деятельности, как : владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде ; знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации ; умение представлять информацию в Интернет ; владение навыками организации и проведения уроков с использованием ИКТ ; умение организовать самостоятельную работу учащихся с компьютером.
Использование ИКТ на уроке позволяет : сократить время при выработке технических навыков учащихся ; увеличить количество тренировочных заданий ; достичь оптимальный темп работы ученика ; легко достичь уровневой дифференциации обучения ; сделать учащегося субъектом обучения, т. к. программа требует от него активного управления.
Недостатки в работе с ИКТ : диалог с программой лишен эмоциональности ; программы не всегда могут учесть особенности конкретного класса, группы ; не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся ; материал подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме ; контроль знаний ограничен тестами или опросами.
Помни ! Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой техники.
ИКТ – все технологии, использующие специальные технические информационные средства.
Компьютерные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.
Классификация ИКТ По решаемым педагогическим задачам : электронные учебники, обучающие системы контроля знаний ; задачники, практикумы, виртуальные конструкторы и т. д.; энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие игры ; дистанционные учебные курсы По функциям в организации образовательного процесса : электронные книги, библиотеки, словари и т. д.; электронная почта, электронные телеконференции
Методические требования : разъяснить ученикам познавательную задачу ; мобилизовать познавательные усилия учащихся и их внимание ; не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах ; ставить дополнительные вопросы, обсуждать их
Помни ! Урок – это не только деятельность преподавателя, т. е. форма обучения, но и деятельность обучающегося, т. е. форма учения.
Главная задача учителя – разумное использование ИКТ в учебном процессе.
Практическая работа « Составить технологическую карту урока с использованием ИКТ и ресурсов Интернет »
Использование ИКТ помогает учителю : повысить мотивацию обучения ; обогатить учащихся знаниями в образно – понятийной целостности ; психологически облегчить процесс усвоения материала учащимися ; возбудить живой интерес к предмету познания ; расширить общий кругозор детей ; повысить уровень наглядности на уроке, производительность труда учителя и ученика.
« Зона ближайшего развития педагога – формирование ИКТ компетентности »