Обучение и развитие детей с признаками одаренности в начальной школе Выполнила : Недодева О. Н. учитель начальных классов МОУ СОШ 8 п. Спирово Тверской области
Одаренность многолика и многогранна, ее можно классифицировать по различным основаниям: по широте проявления (общая, специальная) по личностным особенностям (социально- половым и др.) по интенсивности проявления (дети с чрезвычайно ускоренным умственным развитием; дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, дети с особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. по возрастным особенностям (стабильная, временная) по типу деятельности (интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, лидерская и т.п.) по виду проявления (явная, скрытая) по временным характеристикам (одаренные с нормальным темпом возрастного развития, с его опережением или отставанием )
Цель: Так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо внимания учителя, реализовывались и выращивались в педагогической деятельности с этими детьми.
Направления работы с одаренными детьми Диагностика Обеспечение развития Первичная диагностика (учитель) Дальнейшее индивидуальное обследование (психолог) Переход к развивающей системе образования Дополнительное образование Инновационные технологии на уроках Внеурочная деятельность
Переход к развивающей системе образования Только переход к развивающей системе образования способен обеспечить саморазвитие личности любого в том числе и одаренного ребенка. Требование к программе: поощрение углубленного изучения тем и проблем, выбираемых самим ребенком; обеспечение самостоятельности в учении; развитие навыков и методов исследовательской работы; развитие продуктивного мышления высокого уровня (творческого, абстрактно- логического мышления, умения ставить и решать проблемы); развитие самопознания и самопонимания, понимание индивидуальных особенностей других людей; обучение оцениванию результатов работы с помощью соответствующих критериев, поощрение оценивания работ самими учащимися.
Из заключения Российской академии образования ( ) «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, от дошкольной подготовки до окончания школы» Цель образования изменилась! «Школа 2100»: Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
Дополнительное образование Задачи: развивать память, внимание, воображение, наблюдательность учащихся; развивать самостоятельное, нестандартное мышление; учить детей рассуждать, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы; учить творчески применять свои знания. Цели и задачи: овладение компьютерной грамотностью на уровне пользователя; развивать алгоритмическое, творческое, пространственное, абстрактное мышление, координацию движений; расширять кругозор разнообразием тематики решаемых задач; развивать коммуникативные способности выполнением коллективных заданий. Кружок «Развиваем интеллект» (1- 4 классы) Цель: развитие интеллектуальных способностей детей. Кружок «Компьютер – это просто» (2 – 4 классы)
Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, применение знаний учениками Инновационные технологии на уроках Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Проблемно-диалогическое обучение Высокое качество усвоения знаний Эффективное развитие интеллекта и творческих способностей Воспитание активной личности
Внеурочная деятельность Интеллектуально- личностный марафон «Твои возможности» Малые учебные олимпиады по предметам Интеллектуальные конкурсы, брейн-ринги, викторины, КВНы Участие в конкурсах «Русский медвежонок-языкознание», «Кенгуру-математика для всех» и др.
Результативность Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы. Результатом данной работы является также то, что обучение в классе ведется с учетом индивидуальных особенностей учеников, которые становятся главной действующей фигурой учебного процесса. У учащихся повышается интерес к школьным предметам. Этот интерес формируется как на уроках, так и через внеклассные занятия. Традиционные предметные олимпиады, конкурсы, турниры, марафоны в классе и школе, помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. В результате такой работы у детей проявляется склонность к науке, которая определит в дальнейшем выбор будущей профессии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991 г 2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991 г. 3. Панов В.И. и др. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными детьми. М. Молодая гвардия, 1997 г. 4. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984 г. 5. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. М., 2008 г.