Урок русского языка в 3-м классе. Тема: Правописание существительных с мягким знаком на конце слова. Учитель начальных классов: Шмаль Валентина Ивановна 1
РАЗМИНКА Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу. ЧЕЛОВЕЧЕК «Топ-топ-топ!» топают ножки. Мальчик ходит по дорожке.
ЦВЕТОК Набухай скорей, бутон, Распусти цветок пион! Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
МОЯ СЕМЬЯ Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья, (Ф. Фребель)
П…лито,в…р…бии,к…ники с…л…вии,м…кровь,м…двежьи, пом…щь. аооо ооо о е
П…лито,в…р…бии,к…ники с…л…вии,м…кровь,м…двежьи, пом…щь. аооо ооо о е ?
пляж плач горечь речь Она бывает детской и письменной Горчица оставляет во рту Плохое настроение вместе с капризами Морской, речной бывает он Замени словосочетания одним словом
1. Прочитайте слово. 2. Определите часть речи. 3. Определите род имен существительных. 4. Какие звуки слышатся на конце слова? 5.Определите, на какие группы можно распределить слова. 6. Запишите слова, распределив их в группы. 7. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы? 8. Сделайте вывод. Сформулируй правило. 9. Сравни свой вывод с другими группами Алгоритм исследования:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночьь. мяч дочь ключ лещ вещь молодежь карандаш мышь уж ночьь
Имя существительное Шипящий Ь Женский род Мужской род Ь Ь
1. Определи часть речи. 4. Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется. Алгоритм работы: 2. Затем определи род имени существительного. 3. Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак.
Смерч КлючКовш Печь МышьЁжЁж Мяч Душ
Тёмная ночьь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночьь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.
пейзаж дрожь чиж экипаж речь чертёж королевич манеж ландыш рожь гуляш нож вещь морж мелочь москвич марш тишь ночьь дичь ключ помощь полночьь камыш
Кончается короткая летняя ночь. Первый луч упал на ландыш. Потом луч заглянул в лесной прозрачный ключ. Утреннюю тиш нарушала только наша речь. ь. ь ь ь ь солнца
АБВААБ ПРОВЕРЬ!
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.