МКОУ Карповская СОШ Тюмецевский район Тема исследования Лекарственные растения Выполнила : Еланцева Юля ученица 3 класса Руководитель : Кохан Марина Петровна
Почему я выбрала эту тему? Летом, я с мамой собирала клубнику, на поляне мне встречались разные цветущие травы. Я нарвала красивый букетик и засушила его, в память о лете. На кружке « юный эколог » в этом году мы изучали тему « Лекарственные растения Алтайского края ». Я принесла, в школу свой букетик и оказалось, что среди собранных трав были и лекарственные.
Цель исследования: И я решила : Выяснить, какие лекарственные растения растут в окрестностях нашего поселка.
Задачи исследования : Я хочу найти ответы на вопросы : - Узнать, какие из лекарственных растений используются при лечении простудных заболеваний. - Выяснить особенности внешнего строения, условия сбора и хранения растений.
Гипотеза исследования: Предположим, что лекарственные растения используются при лечении простудных заболеваний и еще для чего то.
План исследования: Для этого я: 1)Хочу обратиться к энциклопедиям, справочникам, журналам. 2) Найти информацию в интернете. 4) Распознать растения на гербарных образцах. 5) Узнать у взрослых рецепты народной медицины. 6) Спросить у ребят, родителей о том, что они знают по этой теме. 7) Создать брошюры с рецептами народной медицины.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ Лекарственные растения используют в медицинской практике в свежем или высушенном виде. Из свежих растений готовят соки, настойки и отвары. Плоды сушат, морозят в контейнерах и хранят в морозильной камере. Свежие растения обладают более сильным лечебным действием. Чтобы собранные растения не изменили свойства и не потеряли лекарственного значения, нужно знать правила сбора, сушки, подготовки и сохранения растений.
Правила сбора, сушки, хранения лекарственных растений Собирать можно только те растения, которые не относятся к числу охраняемых видов. Брать только здоровые, не поврежденные, хорошо известные вам растения. Не вырывать растения с корнями, их нужно срезать ножом, давая отрасти им снова. Не собирать растения по обочинам автомобильных дорог, по краям полей - они могут быть загрязнены выхлопными газами, удобрениями. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовитые. Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса.
Правила сбора, сушки, хранения лекарственных растений Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной. Листья и стебли - во время цветения Цветки - в начале цветения Плоды - в период полноценного созревания Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте, в тени. Хранить высушенные растения лучше в стеклянной посуде.
Лекарственные растения нашей местности и их использование Пользуясь энциклопедиями, справочниками, гербарными образцами мы выделили группу трав, которые используют при лечении простудных заболеваний, органов дыхания, полости рта, гриппа. Так как данные заболевания характерны для детей школьного возраста.
названия кашель воспаление ротовой полости грипп, простуда Общеукрепляющие средства сосна * липа шиповник калина* малина смородина облепиха* зверобой* душица* подорожник* Иван-чай* Чабрец* Земляника* Клубника* ромашка солодка
Я хочу рассказать об одном из растений Иван - чай - травянистое растение с бледно - розовыми цветками, собранными в колосовидное соцветие с узкими голыми листьями. Растет на лесных гарях или лесоповалах.
Используемые части – цветки и листья. Одним из уникальных растений, известных человеку на протяжении веков, является кипрей узколистный – настоящая кладовая природы и универсальная домашняя аптечка. Витамин С и большое количество минералов, которые содержатся в чае, способствуют общему укреплению организма, чай значительно повышает иммунитет и сопротивляемость к возбудителям различных болезней. При простудных заболеваниях нормализует температуру, снимает жар, озноб.
Рецепты народной медицины От взрослых, из интернета, журналов ЗОЖ мы узнали : От кашля Настой : 20 г цветущих верхушек душицы на 1 л кипятка. Настаивать 10 мин. Принимать по 3-4 чашки в день. От температуры Липовый чай с медом. В лечебных целях чаще всего используют заваренные, как чай цветки липы и ягоды малины в равных частях с добавлением меда. Используется как потогонное средство при температуре.
Рецепты народной медицины Общеукрепляющее средство : Чайник ополоснуть кипятком. На 0, 5 литра воды положить 2 -3 чайные ложки высушенного Иван - чая. Залить кипятком. Настоять минимум 10 минут и наслаждаться ароматом и вкусом. Пропорции можно изменить, в зависимости от того, какой чай вам больше по крепости нравится. Выпив свежезаваренный чай, можно в заварку доливать кипяток еще до 5 раз. При этом чай не будет терять полезные свойства.
Результаты анкетирования Мы провели анкетирование среди учащихся и их родителей. Целью тестирования было выявить, применяют ли в семьях лекарственные растения для лечения простудных и вирусных заболеваний. Если применяют то, какие именно растения. Заготавливают лекарственное сырье сами или приобретают в аптеке. Нами было опрошено 20 человек Все опрошенные пользуются лекарственными растениями.
Протестировано – 10 родителей Заготавливают сырье сами и покупают в аптеке -7 человек ( категория 1) Покупают лекарственные растения только в аптеке -3 человека ( категория 2)
Протестировано -10 детей Выявили наиболее популярные лекарственные растения, используемые для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Выводы: Наша гипотеза подтвердилась, мы убедились, что лекарственные растения и народные рецепты на их основе очень популярны в профилактике и лечении не только простудных заболеваний, но и сердца, желудка и других органов человека. А еще масла и экстракты растений входят в состав косметических средств.
Выводы: Лекарственные травы растут у нас буквально под ногами, а мы часто не задумываемся об их ценности ! Они менее опасны, но при их применении всё же нужно проконсультироваться с доктором и выяснить, нет ли у больного аллергии на определённые травы.
Выводы: Со своей работой я выступила перед ребятами начальных классов. Вместе с одноклассниками мы определяли лекарственные травы, учились заваривать травяной чай, угощали гостей свежеморожеными ягодами, раздали брошюры с рецептами народной медицины.
Выводы: Собранный нами материал можно использовать на уроках окружающего мира, на занятиях по экологии. Наша исследовательская работа заинтересовала ребят. В дальнейшем мы с одноклассниками решили собрать семена душицы, тысячелистника, зверобоя, Иван - чая и посадить их на школьном участке.
Спасибо за внимание. Желаю всем удачи!
Литература : 1. Энциклопедия « Лекарственные растения » Издательский дом Ридерз Дайджест » 2004 год 2. Книга « Лекарственные растения Алтайского края » Алтайское книжное издательство Барнаул 1975 год 3. Каталог дикорастущих лекарственных растений Москва 1985 год 4. Газеты - вестник ЗОЖ 2013 год 5. Итернет ресурсы