Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта - возможность для осмысления педагогической деятельности, самовыражения и самореализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический опыт как объект исследования профессиональных преобразований.
Advertisements

Локализация педагогического опыта: проблемы выявления, изучения и обобщения.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Передовой педагогический опыт Обобщение и представление.
Презентация программы развития классного коллектива.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Как представлять опыт работы учителя. Методический центр 2007 Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Транксрипт:

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта - возможность для осмысления педагогической деятельности, самовыражения и самореализации

«Всего испытать самому нельзя, и чужой опыт людей, сколько-нибудь стоящий веры, всегда выгоден» Н. Лесков

Педагогическая диагностика Процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров

Анализ Метод, инструмент, механизм, мыслительная операция, в педагогической деятельности анализ является системообразующим механизмом: с него она начинается и им же заканчивается Анализ – это: Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо (словарь С.И. Ожегова). Процесс установления связей между достигнутыми результатами и педагогическими явлениями, которые оказали на это влияние.

Анализ Только педагогический анализ может дать объективную оценку результатов деятельности педагогического коллектива и отдельного учителя, следовательно, и выявить педагогический опыт Выявить педагогический опыт, т.е. обнаружить все новое, прогрессивное, что есть в работе педагога, что позволяет решать проблемы образовательного процесса. Выявление возможно только в условиях систематического изучения опыта членов педагогического коллектива

Цель педагогического анализа Из различного рода данных составить общую картину процесса, выявить закономерности и тенденции (Конаржевский Ю.А.)

Умения, необходимые современному педагогу: Умение прогнозировать, планировать свою деятельность Умение наблюдать, замечать, фиксировать пед. факты Умение видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса Умение опираться на идеи психолого- педагогической науки Формирование устойчивой привычки анализировать свою деятельность

Опыт 1. Совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков 2. Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (словарь Ожегова)

Педагогический опыт Целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов

Изучение опыта Изучить: 1) научно исследовать, познать 2) внимательно наблюдая, ознакомиться и понять (словарь Ожегова) Методы изучения: опрос, беседа, анкетирование всех участников образовательного процесса, анализ результатов педагогической деятельности, посещение уроков и т.д.

Обобщение Сделать выводы Выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) (словарь Ожегова)

Обобщение педагогического опыта Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание Результат педагогической деятельности, ее продукт

Обобщение педагогического опыта Обобщить – значит вписать конкретное познавательное содержание в более общее, теоретическое. Обобщение – это фиксирование опыта в русле теоретических позиций и практических результатов. Обобщение – сформулированные выводы общего характера, полученные при анализе отдельных явлений, фактов.

Основные требования к обобщению ПО Научная обоснованность: характеристика в категориях педагогики; раскрытие связи между описанием и обозначением составных элементов; определение теоретической позиции; глубокое знание педагогической теории. Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими учителями, взятие его на вооружение заинтересованными педагогами и коллективом

Распространение Сделать доступным, известным для многих Формы распространения опыта 1. Показ в режиме реального времени 2. Создание информационных баз, банков пед. опыта 3. Публикации 4. Выступления на НПК, педсоветах, семинарах и т.д. 5. Участие в конкурсах 6. Творческие отчеты 7. Другое

Дополнительные компоненты опыта Педагогическое сознание учителя, определяющее степень владения предметом деятельности и базирующееся как на знании преподаваемого материала, так и на знании физических, психических, социальных закономерностей и конкретных особенностей развития учащихся, а также на знании целей, стоящих перед школой и данным учителем;

Дополнительные компоненты опыта Педагогическую технологию (способы совместной деятельности), реализующую цели обучения и воспитания через соответствующие формы и методы, и методическую подготовку (умение сформулировать и целенаправленно реализовать стержневую идею своей работы, владение методами и приемами активизации познавательной деятельности учащихся, владение методикой преподавания предмета и т.д.)технологию

Дополнительные компоненты опыта Педагогическая техника Личностные и профессиональные качества педагога (психологическая культура, мобильность, умение видеть проблему, обращаться к самоанализу, критически оценивать свою деятельность и ее результаты и т.д.)

Морфологические характеристики опыта Характер опыта (частная или широкая проблема) Круг участников (коллективный, групповой, индивидуальный) Научные основы опыта (психологические, педагогические, методические…) Элементы творчества (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский) Продолжительность формирования опыта

Уровни опыта Отрицательный (нарушение требований, научных основ) Положительный (репродуктивный, дающий положительные результаты) Формирующийся (у начинающих педагогов) Ценный (передовой) (отвечающий современным запросам, открывающий возможности совершенствования образовательного процесса, оригинальный по содержанию, логике, приемам и методам, некий образец пед. деятельности, дающий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты) Новаторский (инновационный) (связан с выходом за рамки действия нормативов, создание новой пед.системы, опережение научных исследований и т.д.)

Ценный педагогический опыт Новизна Актуальность и перспективность Высокая результативность Стабильность результатов Репрезентативность Оптимальность

Для чего обобщается опыт? Цели обобщения опыта Для педагога Для ОУ Для района (города)

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы: Что я делаю? (предмет деятельности) Для чего я это делаю? (какова цель) Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы) Какой это дает результат? За счет чего этот результат достигнут?

Обобщение опыта Осмысление опыта с более общих эмпирических и теоретических позиций Отражение содержания опыта, когда в нем на основе анализа выделяются и фиксируются наиболее устойчивые, характерные, повторяющиеся свойства, элементы, отношения, связи Чтобы опыт можно было воспроизвести вновь, использовать и передавать другим, необходимо его теоретически осмыслить

Обобщение опыта Реальный процесс исследования всегда совершается в тесном взаимодействии эмпирических и теоретических методов, фактов, теорий, опыта и разума. Именно идея, разум, теоретическая мысль выступают в этом процессе генерирующей и направляющей силой Обобщение связано с переходом от эмпирических способов, основанных на ситуационном, фактологическом сборе мыслей и идей, к теоретическим, раскрытию его сущности и внутренних связей

Обобщение опыта Это многогранный и длительный процесс Нужно проанализировать, под влиянием каких событий профессиональной биографии формировалось мастерство педагога Необходим анализ ценностных ориентаций

Обобщение опыта Важно знать какое образование у педагога, как он оценивает его влияние на последующую работу и карьеру, как занимается самообразованием Какие направления в профессиональной деятельности его больше всего интересуют Какую литературу читает, использует ли это в своей деятельности

Обобщение опыта Какие курсы заканчивал, какие семинары посещал, повлияло ли это каким – либо образом на профессиональную деятельность Чей опыт изучался, кто служит примером в педагогической деятельности, под чьим влиянием формировалось педагогическое мастерство Что педагог наиболее ценит в своей работе, чего не допускает ни при каких условиях и т.д.

Обобщение опыта Эти и другие аналогичные вопросы позволят очертить границы опыта конкретного человека, проанализировать его ценностные установки, выявить существенные факторы, повлиявшие на профессиональное становление и, таким образом, объяснить те элементы, которые вошли в практику и стали индивидуальным стилем профессиональной деятельности

Обобщение опыта Очень важно при обобщении опыта, чтобы не произошло смешение реального, того, что педагог делает на самом деле, и идеального, того, с которым соотносит свою деятельность. Нередко эксперт в работе педагога может увидеть и понять то, что не в состоянии человек увидеть и понять самостоятельно

Ведущая идея опыта При анализе опыта необходимо дать формулировку ведущей идее, которая определяет оригинальность методики, последовательность нововведений, обоснование эффективности и результативности созданного опыта и т.д. Ведущая идея – сущность опыта Не упустить при обобщении сущности, основы опыта, уйдя в детали

Формы описания опыта описание простое аналитическое целостное

Целостное описание опыта Наименование опыта Условия возникновения опыта, его актуальность Теоретическая база опыта Новизна опыта Ведущая педагогическая идея Технология опыта Результативность Условия и возможности его использования

Типичные ошибки при обобщении и описании опыта Обобщение опыта подменяется описанием реального плана деятельности педагога Не находится истинная основа для обобщения В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный При обобщении опыта произошло углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта, опыт остался необобщенным Описывается не существующее, а желаемое Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле

Критерии оценки опыта (для помещения в банк пед. информации) 1. Актуальность и перспективность опыта 2. Новизна опыта 3. Теоретическая интерпретация опыта 4. Ведущая педагогическая идея 5. Оптимальность и эффективность средств 6. Результативность опыта 7. Возможность тиражирования

Конкурсы «Учитель года», ПНПО Обобщению и описанию подлежит система или отдельные компоненты опыта педагога, которые дают стабильно положительные результаты Постоянное обращение к научно – педагогической литературе, что поможет избежать неточностей в описании, а затем и в устных выступлениях

Конкурсы «Учитель года», ПНПО Удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите громоздкие словосочетания Обратите внимание на соответствие основной идеи и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения Не следует в описание опыта включать весь объем теоретической информации, которую Вы знаете о предмете описания. Описывайте, что и как вы делаете (уместно сопровождая первоисточниками)

Конкурс «Учитель года» Сделайте (если необходимо) приложения к описанию опыта – это не менее трудоемкий процесс, поскольку необходимо отобрать из своей объемной педагогической копилки образцы, наиболее убедительно подтверждающие описанный опыт

Конкурсы «Учитель года», ПНПО Текст должен быть написан понятным (не примитивным!) языком Обязательно дайте проверить текст филологу Работа по анализу своего опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации («Лучше час на размышленье, чем года на сожаленья». Народное)

Критерии Критерии оценки опыта (при аттестации на высшую категорию) 1. Логическая согласованность всех разделов 2. Завершенность работы 3. Глубокое понимание теоретических основ, рассматриваемых в работе 4. Концентрация внимания на описании практической части работы 5. Системный и личностный подход в описании опыта 6. Описание результативности работы и перспектив ее дальнейшей проработки 7. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

Критерии оценки опыта (при подготовке к конкурсу «Учитель года») 1. Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования, направленность опыта на новое качество образования, компетентностный подход, профилизацию и социализацию) 2. Концептуальность (совокупность идей и принципов, своеобразие, новизна и особенность реализуемой программы) 3. Целостность (необходимость и достаточность материала, логическая завершенность, осуществление педагогического эксперимента, описание используемых технологий) 4. Результативность (описание конкретного результата, перспективность, возможность использования опыта)

Критерии оценки презентации педагогической (управленческой) деятельности Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования, направленность на решение конкретной проблемы в образовательном учреждении) Концептуальность Результативность Профессиональная культура, эрудиция

Критерии оценки аналитической справки при участии педагогов в ПНПО Наличие авторских разработок (желательно авторских и авторизованных программ) Направленность деятельности на достижение нового качества образования, компетентностный подход, профилизацию, социализацию Осуществление педагогического эксперимента, инновационной деятельности (с указанием непосредственного воздействия этой деятельности на учащихся) Указание индикаторов – показателей для оценки эффективности использования инновационных технологий, методик, приемов и т.д. Анализ апробации и внедрения новых форм и методов работы Описание работы как педагога, предметника, воспитателя, педагога доп. образования

Примерная схема доклада, статьи, брошюры Вступительная часть Основная часть Заключительная часть Изложение современных задач развития образования, актуальность заявленной проблемы Изложение сущности опыта Формулирование сущности опыта в обобщенном виде Анализ состояния поднимаемой проблемы в теории и практике (особенно в своем ОУ) Факты, примеры, иллюстрации, раскрывающие и подтверждающие педагогические находки автора Раскрытие выявленных педагогических закономерностей и правил Цели и задачи работы Положительные результаты (из практики своей работы) Описание результата работы, соответствие его критериям

Примерная схема доклада, статьи, брошюры (продолжение) Обоснование новизны предлагаемых педагогических средств по сравнению с общепринятыми Раскрытие имеющих место трудностей и нерешенных проблем Раскрытие путей дальнейшего совершенствования работы Критерии оценки результата Показ путей использования предложенного опыта

Критерии оценки публикации 1. Ясность изложения 2. Точность словоупотребления 3. Лаконизм 4. Строгое соблюдение научной терминологии 5. Последовательность изложения позиций 6. Логичность 7. Взаимосвязь положений

Обобщение опыта Это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития

По мнению психологов: «Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Второй враг творчества – чересчур высокая самокритичность…третий враг творческого мышления - лень…»

Обобщение опыта Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности В поиске педагогических идей, обновлений и инноваций педагогам следует придерживаться следующих принципов:

Не навреди Не бросайся традициями Новое еще не значит хорошее Помни, что идей всегда больше, чем пользы от них Записывай каждую крупицу своих «великих» открытий Не изобретай велосипеда, используй то, что уже создано