Технология формирования и контроля метапредметных универсальных учебных действий на примере курса Т. В. Меркуловой «Учимся учиться и действовать» Дудкина Е. В. учитель начальных классов МБОУ ООШ 279 ЗАТО Александровск г. Гаджиево
Мониторинг в образовании - система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Предмет мониторинга - метапредметные универсальные учебные действия.
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Количество УУД для мониторинга по классам 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 813Более 20
1 класс Регулятивные ПознавательныеКоммуникативные Умение планировать последовательность учебных действий. Умение оценивать учебные действия Умение планировать последовательность учебных действий Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять анализ. Умение осуществлять синтез. Умение осуществлять сравнение. Умение осуществлять классификацию. Умение осуществлять обобщение. Умение устанавливать причинно- следственные связи.
2 класс Регулятивные ПознавательныеКоммуникативные Те же, что в 1 классе + Умение самостоятельно осуществлять контроль Те же, что в 1 классе + Умение устанавливать аналогии Умение формулировать точку зрения Умение сознательно строить речевое высказывание Умение задавать вопросы
3- 4 класс Регулятивные ПознавательныеКоммуникативные Те же, что во 2 классе + Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи Умение сохранить учебную цель Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебные действия Умение осознавать способы действий приведших к успеху или неуспеху Те же, что во 2 классе + Умение строить простые рассуждения. Умение подводить под понятие. Умение давать определения понятиям. Умение использовать знаково-символические средства. Умение систематизировать и обобщать понятия. Умение обобщать текстовую информацию. Владение поисковыми и творческими способами решения проблем. Умение оценить информацию Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием Те же, что во 2 классе + Умение аргументировать Умение определить общую цель и пути ее достижения. Умение ориентироваться на точку зрения других людей Умение договариваться о распределении функций и ролей Умение адекватно оценить поведение окружающих Умение адекватно оценить собственное поведение
Школьный старт Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая Под ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва) Рабочая тетрадь Методические рекомендации
Что дает учителю диагностика Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Принципы разработки диагностических заданий в 1 классе При разработке диагностических заданий учитывались особенности навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность самостоятельно работать с инструкцией. Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме предъявления диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы и их учителю, Еноту Енотовичу. 1 вариант 2 вариант Все задания дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради
Принципы разработки диагностических заданий Каждое умение диагностируется на материале двух или трех предметных областей Принципы разработки диагностических заданий Каждое умение диагностируется на материале двух или трех предметных областей диагностические задания предметные области показатель анализ Окружающий мир Русский язык АБВ Технология АБВ Например, умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
Система работы по мониторингу УУД 1 класс 2 класс 3-4 класс задания по предложенному образцу; Задания на ориентацию в способе действия Задания по предложенному образцу; Задания на ориентацию; Задания на описания способа действия. Задания на контроль; Задания на оценивания.
Диагностика Схема 1 Один день- одно умение (т.е. две истории) Схема 2 Диагностические уроки
Обработка и анализ. Первичная обработка результатов Обработка результатов с помощью сводных электронных таблиц
Бланки для учителя
Анализ полученных данных Группа 1 класс 1 справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" 2 справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию" 3 не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию" 4 не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"
Анализ полученных данных Базовый уровень Ниже базового Выше базового
Какую информацию получают педагог и психолог в результате диагностики Об ученике информация по каждому умению и рейтинг умений. Успешность выполнения двух типов заданий (на «выполнение» и на «ориентацию») по каждому умению. Рейтинг сформированности всех умений. О классе выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом. Рейтинг сформированности каждого умения. Для каждого умения определяются группы учащихся в соответствии с результатами выполнения заданий двух типов (на «выполнение» и на «ориентацию»).
Учимся учиться и действовать Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО