Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение».
В 2014 – 2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится: 3 декабря 2014 года 4 февраля 2015 года 6 мая 2015 года
Сочинение позволит: проверить широту кругозора умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы проверить владение речью
Тематическое направление «Человек и природа в литературе»: И. С. Тургенев «Отцы и дети» И. А. Бунин «Человек из Сан-Франциско» Ф. И. Тютчев. Стихотворения А. А. Фет. Стихотворения. Н. Заболоцкий. Стихотворения
Тематическое направление «Чем люди живы» В. Г. Короленко «В дурном обществе» М. А. Шолохов «Судьба человека» В. Тендряков «Хлеб для собаки» В. Шукшин «В профиль и анфас» В. Распутин «Последний срок», «Уроки французского»
Тематическое направление «Недаром помнит вся Россия…» «Герой нашего времени»
Тематическое направление «Спор поколений: вместе и врозь» И. С. Тургенев «Отцы и дети» А. С. Грибоедов «Горе от ума» А. Н. Островский «Гроза»
Тематическое направление «Вопросы, заданные человечеству войной» М. Ю. Лермонтов «Бородино» Л. Н. Толстой «Война и мир» Л. Н. Андреев «Красный смех» М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека» А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» В. П. Астафьев «Пастух и пастушка» В. Л. Кондратьев «Сашка»
Алгоритм работы над сочинением Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл. Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Алгоритм работы над сочинением Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?». Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твитере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения. Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Алгоритм работы над сочинением Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту. Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств. Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Алгоритм работы над сочинением Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли. Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.
Критерий 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник должен рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ