Информатика в начальной школе Тема 1 : «Методика обучения информатике и ИКТ в начальной школе: общая концепция и концепция обучения во 2-м классе»: 1
Регламент работы Тема Время Введение к первой теме нашей видеоконференции 7-8 мин 1Информатика в начальной школе Информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со второго по одиннадцатый класс мин 2Общее знакомство Общее знакомство с УМК по информатике и ИКТ для 2-4 классов издательства БИНОМ. 20 мин 3О содержании информатики во 2-м классе О содержании информатики во 2-м классе и ожидаемые результаты обучения мин 4Методика и организация Методика и организация обучения информатике во 2-м классе, использование ЦОР издательства БИНОМ к учебнику из Единой коллекции. 20 мин 5Практическая часть Практическая часть – разработка занятия по представленному УМК для 2-го класса мин Подведение итогов Подведение итогов сегодняшней видеоконференции 3 мин 2
Главные моменты обсуждения, на которые мы сегодня обратим особое внимание : Выясним, почему информатика в начальной школе – первая ступень непрерывного курса информатики со 2-го по 11-й класс, попытаемся понять суть концепции непрерывного обучения информатике со 2-го по 11-й класс, выясним, что есть информатика в школе и каково ее содержание, как это содержание можно четко и коротко себе представить. Поговорим о концепции обучения информатике в начальной школе, остановимся подробнее на содержании УМК «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов и о том, как это содержание соотносится с содержанием информатики в старших классах, какую роль играет обучение информатике по нашему комплекту в развитии интеллекта, учебных способностей и умений младших школьников Существуют рабочие тетради для 1-го класса, позволяющие желающим начинать обучение с первого класса. 3
Главные моменты обсуждения, на которые мы сегодня обратим особое внимание : Обсудим содержание информатики во 2-м классе и ожидаемые результаты обучения во втором классе, а так же коротко отметим, велики ли потери в знаниях и в развитии интеллекта младшего школьника, если обучение информатике начать в третьем классе. Познакомимся с методикой и организацией обучения информатике во 2-м классе, обратив особое внимание на использование цифровых образовательных ресурсов и электронных пособий. В практической части нашей видеоконференции вместе разработаем занятие по одной из тем представленного вашему вниманию УМК для 2-го класса. 4
Информатика и уровень развития ребенка к началу обучения информатике В современной общеобразовательной начальной школе уровень развития ребенка и его интеллект может быть как на очень высоком уровне (таких детей в классе может быть 1-2, может быть больше или не быть совсем). В любом классе обычной школы всегда есть дети с очень низким уровнем начального развития, когда ребенок пришел в школу с минимальным словарным запасом, без интереса к чему бы то ни было и отсутствием необходимых условий для развития дома (дети из неблагополучных семей). Начальная школа со всем ее содержание, методами и средствами для того и предназначена, чтобы поднять ребенка с того уровня развития интеллекта, с которым он пришел в школу на новый, достаточно высокий, чтобы любой выпускник начальной школы был готов успешно учиться в основной школе. Под интеллектом в психологии понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, к овладению новым способам деятельности и новым кругом жизненных задач. Информатика, обучающая приемам и способам работы с информацией, непосредственно влияет на развитие интеллекта ребенка, независимо от его исходного (на начало обучения информатике) уровня. Следовательно, чем раньше начинается обучение информатике, тем лучше для ребенка. 5
Информатика и уровень развития ребенка к началу обучения информатике Любой ребенок, независимо от уровня его развития, с первых дней своей жизни и даже до того, как появится на свет, имеет дело с информацией, ее сбором и обработкой. Даже если ребенок от рождения не видит и не слышит, он воспринимает информацию языком (вкусовую), носом (обонятельную) и кожей (осязательную). Доказано, что кожей мы воспринимаем не только тепло и холод, но и звуковые колебания. Кожей человек может не только «слышать» но и как-то «видеть». Следовательно, у КАЖДОГО ребенка есть опыт восприятия разного рода сигналов и их обработки, то есть ОПЫТ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ, главная роль, назначение, функция которой – УПРАВЛЯТЬ. Информатика как школьный предмет носит обобщающий характер. Она обобщает опыт «работы» с информацией, требует определенных начальных знаний (например знать, что такое буква и какие они бывают, что такое слово, знак препинания, цифра, число и пр.). Желательно, чтобы ребенок умел читать и считать. Поэтому информатику в первом классе вводить нежелательно, чтобы дети могли учиться без физической и интеллектуальной перегрузки. 6
О факторах развития младшего школьника Факторы развития ребенка всем хорошо известны: наследственность, здоровье, среда развития и образ жизни (движение, питание и пр.), интеллект и образование родителей, образование самого ребенка. НО, школьник пришел в школу с тем, с чем он пришел! Ребенок имеет тот уровень развития, который имеет – что есть, то есть. Доказано, что когда ребенок пришел в начальную школу, он УЖЕ НЕ является заложником своей наследственности, здоровья, среды и полностью зависимым от ситуации дома, хотя все это и имеет значение. Как только появляются в его жизни новые, положительные факторы развития (любимая учительница, новое окружение, разные уроки, учебники, библиотека, экскурсии, компьютеры и пр.) – начинается возрождение природных сил и способностей и, в частности, бурное развитие интеллекта. Развитие человека продолжается всю жизнь и особенно – в начальной школе при изучении: родного языка, математики и раннего изучения информатики (со второго класса), на уроках физической культуры, музыки и изобразительного искусства. Последние играют ОГРОМНУЮ роль в развитии интеллекта, но это тема другого семинара. 7
Специфическая задача уроков информатики в начальной школе Задача уроков информатики в начальной школе: создать соответствующую среду (атмосферу) развития влиять на образование ребенка посредством освоения содержания курса информатики и ее инструмента – компьютера активно и целенаправленно развивать способность ребенка к осуществлению процесса познания (учебные умения, интеллект) и способность к эффективному решению жизненных и учебных проблем – эти способности активно развиваются как при овладении содержанием курса информатики, так и при освоении компьютера (инструмента познания и обработки данных). 8
Чем принципиально отличается обучение информатике в начальной школе? Если при обучении информатике в старших классах для учителя достаточно владеть: содержанием предмета «Информатика и ИКТ» методикой обучения информатике компьютерными технологиями то в начальной школе самое важное (кроме вышеперечисленного): учитывать психологические особенности младшего школьника, уметь организовывать обучение без информационного насилия, опираясь исключительно на интерес ребенка, учитывая, что младший школьник еще не имеет мотивации своей учебной деятельности, типа: «мне это понадобиться для поступления в институт, в институте или на моей будущей работе». 9
На что обращать особое внимание при обучении информатике в начальной школе? Если в старших классах главное – научить детей понимать устройство компьютера, пользоваться программным обеспечением и коммуникационными технологиями, научить программировать и так далее, то есть дать детям теоретические и технологические знания по информатике, то в начальной школе главное – научить детей разговаривать на языке информатики, то есть научить видеть, узнавать, называть вещи в терминах информатики. Освоив язык информатики в начальной школе, дети в старших классах легко воспримут и теоретические, и технологические знания, поскольку: язык новой науки уже знаком, термины понятны изучение любого нового языка само по себе развивает интеллект человека (доказано психологами) способность к осуществлению процесса познания (интеллект) к началу обучения в основной школе уже на более высоком уровне 10
Успешность обучения информатике в начальной школе зависит от ученика и учителя Успешность преподавания информатике в начальной школе определяют: 1. исходный уровень общего развития и интеллект школьника, его интерес*) к предмету, общие знания и умения, полученные в первом классе 2. отношение учителя к предмету**) «Информатика и ИКТ» (предмет «нравится» или «вынужден» преподавать, так как больше некому), квалификация учителя, запас жизненной энергии, творческий потенциал, авторитарность/демократичность, методы и средства достижения целей и пр., т.е. педагогическое мастерство 3. опыт обучения информатике в начальной школе – в первую очередь 4. опыт обучения информатике вообще – во вторую очередь *) Интерес школьника к предмету напрямую зависит от взаимоотношений «учитель-ученик» – дети в начальной школе легко воспринимают информацию от любимого учителя, потому что они доверяют ему свой внутренний мир **) При обучении младших школьников любить информатику и любить детей такими, какие они есть – несоизмеримо более важно, чем в старших классах, хотя это важно для учащихся любого возраста. 11
Успешность обучения информатике зависит от концепции УМК и ее реализации Успешность преподавания информатике в начальной школе по выбранному комплекту в совокупности определяют: 1. концепция обучения информатике в школе – что стоит в «центре»: изучение компьютера, программирования и информационных технологий или удовлетворение информационных потребностей человека с помощью компьютера и информационных технологий 2. концепция обучения информатике в начальной школе и ее соотношение с концепцией обучения информатике в общеобразовательной школе 3. конкретная реализация концепции авторами: целостность и внутренняя непротиворечивость содержания учебника (базовой составляющей УМК), содержательная и методическая взаимосвязанность и взаимозависимость всех элементов УМК 4. оформление УМК издательством 5. наличие электронной поддержки комплекта 6. отношение администрации школы к информатике в начальной школе и ее понимание важности предмета для развития интеллекта и учебных умений школьников 7. отношение учителя к авторам комплекта, что определяет его доверие к УМК 8. отношение родителей к введению информатики в начальной школе 12
Какой комплект выбрать? Пространство «Информатика в начальной школе» крайне неоднородно. Существует ряд концепций обучения информатике в начальной школе, мало пересекающихся между собой в конкретном представлении содержания предмета: Горячев А.В., Семенов А.Л., Могилев А.В., Плаксин М.А, Матвеева Н.В. С соавторами и другие. СВОЙ КОМПЛЕКТ можно выбрать, доверившись: собственной интуиции советам опытных коллег авторам выбранного комплекта администрации, если УМК выбирается завучем или директором 13
Адрес издательства: , Москва, проезд Аэропорта, дом Телефоны: (499) , (495) ; (495) Методическая служба : Адрес магазина издательства: Перовское ш., 10/1, магазин "Книги" Телефоны: (495) ; (495) По вопросам оптовых поставок литературы обращаться: ЗАО "Торговый Дом "БИНОМ" , Москва, Перовское ш., 10/1, тел. (495)