Исследовательская работа по музыке «Звуковая палитра музыки» Работу выполнил ученик 9 класса Хмельников Андрей.
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение. Музыка даёт настроение, и в нём надобно воссоздать мысль и образ.» Н. Римский-Корсаков
фортепиано гитара саксофон
Целями данной работы являются: - выяснение природы тембрового разнообразия разных музыкальных инструментов; - определение степени влияния тембра музыкального инструмента на создание задуманного композитором образа и восприятие музыкального произведения слушателями. Для достижения данных целей необходимо решить ряд задач: 1. Изучить теоретические основы понятий «звук» и «тембр» в музыке. 2. Выяснить особенности тембровой окраски фортепиано, саксофона и гитары. 3. Сравнить восприятие одного музыкального произведения в различном исполнении.
АРИСТОТЕЛЬ 384 – 324 гг.д.н.э.
На слух человек воспринимает упругие волны, имеющие частоту в пределах примерно от 16 Гц до 20 к Гц (1 Гц 1 колебание в секунду). В соответствии с этим упругие волны в любой среде, частоты которых лежат в указанных пределах, называют звуковыми волнами или просто звуком.
Благодаря характерным для каждого инструмента частотным полосам, формируемым обертонами, слушатель отличает один музыкальный инструмент от другого. Основной тон и обертона
Тембр (физическое понятие) - это некоторый набор частотных составляющих – спектр и некоторая волновая форма, ему соответствующая. Тембр (понятие музыкальное) – это характер звучания, описываемый такими прилагательными, как «яркий», «сочный», «глубокий», «резкий» и т.п.
Основные характеристики тембра: - Наличие и сочетание обертонов; - Соотношение обертонов по высоте и громкости; - Качество атаки (начальной фазой колебаний); - Форманты; - Шумовые призвуки. Тембр, является наиболее сложной и неоднозначной характеристикой звуковой волны. Также определено, что на тембр инструментов влияет материал, из которого изготовлен данный инструмент.
Транскрипция в музыке - (лат. transcriptio, букв. - переписывание) – это переложение, переработка музыкального произведения, имеющее самостоятельное художественное значение. Переложение – это когда произведение написанное автором для одного инструмента (или группы инструментов), переводится в звучание другого без изменения (или почти без изменения) нотно-звукового текста. Инструментовка –переложение сольного произведения в ансамблевое или оркестровое звучание. Аранжировка – это самый активный, в творческом отношении, процесс переработки и переосмысления исходного авторского музыкального материала. Преобразованию могут подвергаться темп произведения, фактура, отчасти гармония, стиль и даже, иногда, частично мелодия. Но непременное требование к аранжировке произведения – это обязательная его узнаваемость.
Ловленд «Song From» При выполнении этой работы учитывались следующие основы транскрипции: Учет регистров звучания выбранных инструментов; Приемы звукоизвлечения; Диапазон гитары и саксофона; Динамические возможности инструментов; Технические особенности каждого инструмента.
Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская деятельность. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
При прослушивании произведения на фортепиано - слушатели подбирали слова – лиричная, нежная, светлая. При исполнении этого же произведения на гитаре были подобраны слова – тихая, задушевная, печальная. В исполнении на саксофоне впечатление от произведения отличалось. Слушатели отмечали, что это музыка взволнованная, яркая. При этом во всех трех исполнениях все слушатели словесно определяли один и тот же образ: печальное, лирическое настроение.
В ходе исследования было выяснено, что тембр - это окраска звука, которая обеспечивается особенностями музыкального инструмента, который влияет на восприятие музыкального произведения. При исполнении одного музыкального произведения на разных инструментах важно соблюдать основные законы транскрипции, не нарушая авторского замысла.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!