ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие произвольной памяти как средство повышения эффективности логопедических занятий»
Психические процессы человека являются сложными функциональными системами. А. Р. Лурия Внимание, восприятие, память и другие процессы развиваются по принципу гетерохромности и опосредованы с речью. Л.С. Выготский Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях. К.Д. Ушинский
Психология школьника восприятие воображение мышление память внимание
н е п р о и з в о л ь н а я к и н е с т е т и ч е с к а я д о л г о в р е м е н н а я произвольная к р а т к о в р е м е н н а я о п е р а т и в н а я ПАМЯТЬ долговременная
Проблемный вопрос Развитие произвольной памяти детей с нарушениями устной и письменной речи
ЦЕЛЬ Выявить психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у младших школьников
ЗАДАЧИ Изучить современное состояние проблемы Разработать систему коррекционной работы, апробировать и определить ее эффективность Определить теоретические и методологические основы понятийного аппарата Выявить особенности развития произвольной памяти у младших школьников с нарушениями устной и письменной речи
ОБЪЕКТ -произвольная память младших школьников с нарушениями устной и письменной речи ПРЕДМЕТ- процесс развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями устной и письменной речи ГИПОТЕЗА-я предполагаю возможность повышения эффективности логопедических занятий у младших школьников с нарушениями устной и письменной речи в процессе развития произвольной памяти
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; принцип опоры на разные уровни организации психических функций; принцип ведущей роли деятельности, общения и сотрудничества, теория развития психики в деятельности А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений; многоаспектные исследования в области психологии памяти Л.М.Житниковой, П.И.Зинченко, З.М.Истоминой
Этапы реализации проекта I этап - подготовительный (апрель- сентябрь 2009) II этап - диагностический (октябрь 2009) III этап - коррекционный (ноябрь 2009– апрель 2012) IV этап - промежуточная (май 2010/2011) и итоговая диагностика (май 2012)
Проведение коррекции
В ходе проведённой работы я отметила положительную динамику развития произвольной памяти. Конечно это можно объяснить и тем,что дети подросли. Но нельзя отрицать и то,что систематичная,планомерная работа приносит положительные результаты.
Спасибо за внимание!