«ДЕБАТЫ» В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вводный урок Лидии Михайловны Дорошиной, учителя истории МАОУ СОШ 9 г. Тамбова
В «Дебатах» принимают участие 43 государства (Россия – с 1994 года)
Что такое «Дебаты»? Деба́ты (англ. debate, debating) это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей).англ.
Дебаты развивают: логическое и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; навыки устной речи; эмпатию и терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде; умение выступать в роли лидера; способность концентрироваться на сути проблемы; стиль публичного выступления.
Виды «Дебатов» Дебаты Линкольна-Дугласа Политические дебаты Парламентские дебаты Дебаты Карла Поппера
Азбука «Дебатов» Да, но…
Принципы дебатов 1. Уважение необходимо 2. Честность обязательна 3. Проигравших нет
Основа «Дебатов» спорный тезис – утверждение (или тема игры), которая и определяет позиции двух соревнующихся команд. Тема должна: - затрагивать значимые проблемы. - представлять интерес ( быть актуальной) - быть пригодной для вынесения на дебаты.
Примеры тем Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным. Жалость унижает. Человек - царь природы. Родители должны нести ответственность за преступления своих детей. Зоопарки нужно запретить. Восстание декабристов было обречено на поражение. Задание: сформулируйте тему дебатов
Вспомним детство? Игра «Ладошка»
Действующие лица Судьи Тема Команда О Тайм- кипер Тьютор Команда У
Формат дебатов У16 минут О3 к У13 минуты О16 минут У3 к О13 минуты У25 минут О1 к У23 минуты О25 минут У1 к О23 минуты У35 минут О35 минут Тайм-ауты До 8 минут
Роли спикеров Спи- керы Роль У1Представление команды, актуализация темы, определение терминов, выдвижение кейса, вопросы к О2. О1Представление команды, опровержение кейса оппонентов, выдвижение собственного кейса, вопросы к У2. У2Опровержение кейса оппонентов, восстановление и доказательство собственного кейса, ответы на вопросы О1
Роли спикеров О2Опровержение кейса оппонентов, восстановление и развитие отрицающей позиции, ответы на вопросы У1 У3Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, акцентирует узловые моменты игры, завершает линию утверждения, задает вопросы О1 О3Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, акцентирует узловые моменты игры, завершает линию отрицания, задает вопросы У1
Три типа выступлений 1. Конструктивная речь 2. Опровергающая (развивающая) речь 3. Заключительная речь
Структура кейса Кейс Аргумент 1 Поддержка Аргумент 2 Поддержка Аргумент 3 Поддержка
Семь секунд Специалисты утверждают, что мнение об ораторе у публики складывается в первые 7 секунд выступления. Поэтому спикер должен развивать в себе артистические умения. Играем в сказку «Репка»«Репка»
Дебаты на уроках Мини –дебаты Экспресс-дебаты Проблемные дебаты
Пора действовать! Здесь и сейчас играем в экспресс-дебаты по теме: «Продолжительность школьных каникул необходимо сократить»
И напоследок Аплодисменты (игра). Аплодисменты (игра).
Использованные материалы Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова. Культура и искусство речи. М.,2001. Дебаты. Путеводитель для преподавателей и учеников. Н.И. Дереклеева. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М., 2003 Игры – обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. М.,2004 О.Л.Петренко. Дебаты. Рабочая тетрадь по истории России. М., Росспэн, Т.В.Светенко. Путеводитель по дебатам. М., Росспэн, ligadebatov.ru