ГС(К)ОУ «ЛЕБЯЖЬЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА» УЧИТЕЛЬ СБО ТИМОХИНА Н.П., ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ
Цель социально-бытовой ориентировки воспитанников с ОВЗ – это формирование того необходимого запаса ЗУН, который позволит им уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Направленное формирование социально – бытовой компетентности воспитанников осуществляется в ходе занятий СБО, которые проводятся в специально оборудованном кабинете.
Назначение кабинета СБО – практическойкая подготовка учащихся к решению жизненных задач, формирование трудовых, бытовых и коммуникативных навыков.
Интегрированный урок по СБО и парикмахерскому делу «Уход за волосами».
Общая площадь кабинета 60 кв.м. Кабинет СБО имитирует отдельную квартиру, состоящую из трех комнат, в которых располагается пять условно обозначенных зон.
Две зоны совмещены – это учебная и жилая зона (она же гостиная); кухня; спальня; коридор.
В учебной зоне располагаются столы и стулья для проведения занятий; классная доска; шкафы с пособия- ми, раздаточным и дидактическим материалом, методическая литература.
«Жилая зона» или «Гостиная» оборудована корпусной мебелью, коврами, мягким уголком, журнальным столом. Есть телевизор, DVD, ресивер, магнитофон.
Правильно оборудованный эстетичный кабинет отвечает следующим требованиям: -обеспечивает усвоение программы по данному курсу; -отражает современные требования к организации быта в жилище; -обеспечивает умение анализировать наблюдаемые предметы и явления; -создает условия для выполнения практической-- ких работ; - отвечает требованиям САНПиНА, техники безопасности.
« Кухонная зона» оборудована кухонной мебелью, шкафом - сервантом, мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, 2-х конфорочной электроплитой.
В оборудовании кухни имеется холодильник, кухонный инвентарь, чайная и столовая посуда, электро- бытовые приборы (кухонный процессор, кофемолка, соковыжималка, электрочайник).
«Спальня». Здесь находятся 2 кровати, тумбочка, гладильная доска с электроутюгом, шифоньер, плательный шкаф, ковры.
Полноценное и разнообразное оборудование кабинета СБО стимулирует познавательную деятельность воспитанников, повышает общий уровень их развития, обеспечивает формирование трудовых, бытовых и социально- коммуникативных навыков, создает предпосылки для дальнейшей деятельности.
По предмету изготовлено и систематизировано большое количество разнообразного дидактического и раздаточного материала по всем разделам учебной программы.
Отсутствие единой справочной литературы и учебных пособий значительно затрудняет работу учителя, но дает большие возможности для проявления творчества. Считая наглядный метод обучения одним из ведущих и эффективных в работе с детьми с ОВЗ, мною разработано учебное пособие для учащихся 7 класса, рабочие тетради для учащихся 5 – 9 класса и проект программы по формированию ЖУН для воспитанников школы с 1 по 4 класс.
Процесс обучения эффективен, когда он хорошо спланирован. Основой для планирования является учебная программа под редакцией В.В. Воронковой на основе которой разработана рабочая программа по предмету.
Системати- зированный материал отражен в картотеке и обозначен в паспорте кабинета.
Разработаны серии уроков по всем разделам учеб- ной программы. Оформлены тематические рабочие тетради. Для создания положительной мотивации к изучению предмета подобран и используется разно- образный занимательный материал.
Сделана подборка научной, методической и художественной литературы.
Для подготовки к занятиям, помимо дополнительной литературы, имеются подшивки журналов «Питание и общество», «Наша кухня», «Журнал мод», «Здоровье» и др.
Уделяя особое внимание социализации личности, в кабинете подобран и используется материал о школе, ее педагогах (ведется летопись школы), имеется материал о ПУ – 25 поселка, получаемых профессиях, по которым могут обучаться наши выпускники.
Использование многообразия средств и методов обучения, способствует эффективному формированию и совершенствованию социально- коммуникативных знаний, умений и навыков. Сформированность навыков воспитан- ников подтверждает -ся в повседневной жизни, результатами тестирования и анкетирования, успешным участием в областных конкурсах по СБО.