Восемнадцатое ноября. Классная работа. Репортаж как жанр публицистики.
Жанры публицистического стиля заметка интервью репортаж
«Репортаж – это глаза и уши читателя» Г.Я.Солганик
Репортаж – сообщение о событиях дня, оперативная информация. (Словарь иностранных слов) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация. (Толковый словарь) Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. (Советский энциклопедический словарь)
Жанры публицистики Особенности жанра Репортаж Заметка Общее в содержании Сообщает о каком-либо общественно важном событии Различие в содержании Изображает событие как совершающийся процесс Сообщает о событии как совершившемся факте Позиция автора Личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется. «Эффект присутствия» Автор сознательно остается «в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию
Строение и языковые особенности репортажа Элемент композиции Особенности строения Языковые особенности Зачин Описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. должен быть динамичным Различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Может начинаться с прямого обращения к читателю Центральная часть Повествование о событии Глаголы в форме настоящего времени, а также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени Концовка Оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и подводит читателя Восклицательные или цепь вопросительных предложений, обращения, вводные слова и предложения
В.Г.Григорьев «Вратарь»
А.В.Сайкина «Детская спортивная школа»
К.Ф. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»
ПАМЯТКА «Как создается репортаж» Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым. Используется «эффект присутствия». Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
Домашнее задание: «5» - составить репортаж на тему «Большая перемена в нашей школе» «4» - выполнение упражнения 364 «3» -составить словарный диктант (8-10 словосочетаний) на тему «Стили речи»
Первое выступление драмкружка Ровно в шесть часов зазвучала музыка, занавес открылся. Одна сцена сменяется другой, юные артисты выступают уверенно, профессионально. Зато как волнуются родители! В их глазах и восторг, и страх, и слёзы умиления. Спектакль проходит на одном дыхании. И вот уже звучат последние аккорды музыкального сопровождения, опускается занавес, в зале тишина, которая вдруг сменяется громом аплодисментов, криками «браво», улыбками мам, пап, учителей.
Благодарю за работу на уроке!