Отчет группы филологов Символическое значение свечи в поэзии XIX века
Свеча как часть интерьера. В. А. Жуковский в гадании в «Светлане», возможно, впервые в русской литературе отводит свече роль немого свидетеля событий… в интерьере. В начале обряда в балладе упоминается «зеркало со свечою», затем описания свечи становятся более подробными. Так в ожидании героя: Свечка трепетным огнем Чуть льет сиянье; И вот он появился, зовет Светлану с собой, туда, где: Хор венчальную песнь поет, Храм блестит свечами. Последовав за ним, девушка оказывается в избушке, наедине с гробом: Спасов лик в ногах стоит, Свечка перед иконой… И, наконец, во время кульминации: Слабо свечка тлится, То прольет дрожащий свет, То опять затмится…
Свечка как посредник между Богом и человеком при переходе из одного мира в другой. Описывая состояние свеч, B. A. Жуковский рассказывает страшную историю борьбы за душу героини. Так во время отпевания в церкви: «…в первую ночь от свеч веселый блеск…»; «в другую ночь от свеч темнеет свет, / И дым от свеч туманный пробежал…»; «На третью ночь свечи едва горят, / И дым густой и запах серный…» и, наконец, « Вдруг потускнел огонь во всех свечах, / Погасли все и закурились». Наблюдения поэта за свечами настолько тонки и точны, что можно посчитать их обоснованными для создания приметы: если во время венчания в храме «все иконы померкли вдруг, и серный / Дым побежал от брачных свеч», то один из венчающихся есть «бесплотный дух» с «мрачным бесом внутри» Эскиз В.А.Жуковского: И в высоте дрожащим свеч огнем Чуть озаренные иконы…
Свеча как образ – впечатление. В ранней лирике М. Ю. Лермонтова есть пример того, как свеча наделяется функцией создания образа – впечатления, одновременно формируя условный триптих с кольцевой композицией: Свеча горит! Дрожащею рукою Я кончал заветные черты… Свеча горит, забыта на столе, И блеск её с лучом луны в стекле Мешается, играет, как любви Огонь живой с презрением в крови! *** Свеча сгоревшая трещит Перо в тетрадке записной Головку женскую чертит И будешь ты когда-нибудь Один, в бессонный час полночи, Сидеть с свечой… и тайно грудь Вздохнет – и вдруг заплачут очи… В последней части заложена основа для одного из ведущих мотивов лирики, условно называемого «одиночество со свечой».
Свеча как атрибут похоронного обряда. Похоронный обряд немыслим без свечи: «Свечи, зажигаемые во время погребальных обрядов и после смерти человека, призваны осветить тьму, в которую он погружается. В этом случае они символизируют свет мира предстоящего». Наряду с традиционным описанием той части похоронного обряда, где присутствуют свечи, как, например, у В. А. Жуковского: Горят свечи надгробный в их руках, Горят свечи пред образами есть и отступления, но касаются они, скорее, предмета погребения: И в назначенный час панихиды, При сиянии ламп свечей, Вкруг убитого сердца толпою Собралось много всяких гостей.
Свеча как символ тоски и переживания. Свеча связана больше с грустным, чем с веселым, из отрадных – воспоминания о детстве, как, например, у Ф. Берга в «Деревне»: … при нагоревшей свечке На сундуке большом, окованном, у печки В тени угла сидишь уютно и тепло И няню слушаешь. « Семейные сцены со свечой» представлены в контрасте. С одной стороны, как у Н. Огарева в «Зимней ночи»: Есть огонь, заболтались, знать, поздней порою!.. Вон две свечки на столике дружно горят А с другой – герой Ив. Аксакова из «Нет, с непреклонною судьбою…», бродящий один по «знакомой улице» с завистью замечает, как: Еще не спущены гардины, - Везде семейные картины При блеске трепетном свечей!
Свеча – ядро развернутой метафоры – истории русского народа. Одной из ведущих в этот период в русской поэзии становится тема тяжелой судьбы русского народа. Здесь можно наблюдать, как свеча из предмета «провинциального» интерьера перемещается в центр событий, занимая сильную позицию. У Н. А. Некрасова в стихотворении «Памяти Добролюбова» читаем: Какой светильник разума угас! Сочувствием с оттенком вины проникнуты «пожелания доброй ночи» Н. А. Некрасова в «Отрывке», благодаря сравнению в последней строке: Кто бредет по житейской дороге В безрассветной, глубокой ночи, Без понятья о праве, о боге, Как в подземной тюрьме без свечи…
Свеча как символ нелегкой доли русской женщины. В теме печальной женской доли появление свечи воспринимается естественно – закономерно. Здесь мы можем говорить об особом внутреннем созвучии, а порой и прямом сопоставлении. С какой тревогой, требовательно восклицает А. Фет: Оторвись же от тусклой свечи ты душой свободной! Подразумевая удушающую, губящую атмосферу, олицетворенную в «тусклой свече». Как бы вторя ему, Ф. Берг в «Годовщине» замечает: Страшно одной с нагоревшею свечкою! Чувством пронзительной бедности и беззащитности, благодаря свече, пронизана трогательная зарисовка, запечатленная А. Н. Иволгиным во «Сне»: Маленькая комнатка… в могильной тишине Свечка только вспыхивает с треском на окне; Вспыхивает свечка, через тонкий полумрак Слабо озаряя ту каморку кое-как… Слабо озаряя в безответной тишине Девушку, склоненную над столиком во сне…
Свеча как признак стабильности мироустройства. Любопытны обращения к свече в сатирических произведениях. А. С. Пушкин в «Тени Фонвизина», рассказывая о появлении «курьера богов» вместе с Фонвизиным у российских поэтов, в частности у Хвостова, дважды упоминает о свече: Курьер богов захохотал И, над свечой взмахнув крылами, Во тьме с Фонвизиным пропал. Хвостов не слишком изумился, Спокойно свечку засветил – Вздохнул, зевнул, перекрестился, Свой труд доканчивать пустился… Поэт явно обыгрывает двойной смысл погашенной и зажженной свечи: свет – тьма, талант – бездарность.
Вывод: Только в конце XIX века появляется стихотворение, где свеча символизирует жизнь человека: Под окном в ночном молчании Ходит сторож, не стуча. Жизнь угаснет в ожидании, Догорит твоя свеча. XIX век ввел свечу как потенциальный образ в русскую поэзию, подготовил для этого почву, обозначил основные темы и мотивы, среди которых смерть, одиночество, дорога, жизнь, тем самым определил «путь» свечи от предмета интерьера к символу.
XXI не утратил интереса к символизму свечи, находящей отражения в стихотворениях Раисы Романовой и Андрея Макаревича, в песнях Аллы Пугачевой и Стаса Михайлова. Свеча продолжает оставаться в поэтических строчках этих людей воплощением неумолимого хода времени, печали и апатии; грусти и переживания; скоротечности, неустойчивости и беззащитности; романтики, интимности и доверительности; надежды и веры: Но верил я – не все еще пропало, Пока не меркнет свет, пока горит свеча. А. Макаревич. Пока горит свеча. Что будет символизировать свеча через… тысяч лет?
Литература: 1. Жуковский В. А. Собр.соч. в 4-х томах, Т. 2. М. – Л., Некрасов Н. А. Стихотворения. Поэмы. М., Пушкин А. С. Собр. соч. в 3-х томах, Т. 1. М., Лохвицкая М. Песнь любви. М., Огарев Н. Избранные произведения. В 2-х томах, Т.1. М., Лермонтов М. Ю. Собр. соч. В 4-х томах, Т. 1. М., Турскова Т. Новый справочник символов и знаков. М., Аксаков Ив. Стихотворения и поэмы. Л., Поэты 1860-х годов. Л., 1968.
Работу выполнили: Груздева Светлана Пивоварова Елена