Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Анохина Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ Чертковская СОШ 1
Проблема Снижение интереса к изучению окружающего мира Отсутствие условий для проявления инициативы обучающихся Дети не умеют выполнять задания, требующие творческого подхода
Актуальность и новизна Актуальность Опыт представляет пути реализации подхода к сознательному и прочному усвоению знаний в процессе активной умственной деятельности. Новизна Применение современных образовательных технологий для обеспечения активной познавательной деятельности обучающихся.
Цель и задачи Цель Создать условия для реализации наиболее эффективных методов по формированию познавательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода к обучению. Задачи проанализировать как используемые методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности; формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации (энциклопедиями, словарями); учить основам проектной деятельности.
Значимость Теоретическая значимость Опыт вносит вклад в теорию активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время. Практическая значимость разработана серия уроков и внеклассных мероприятий по теме опыта; обучающимися выполнено несколько творческих проектов.
Доступность Опыт может быть освоен творческими учителями, имеющими высокий уровень теоретической и методической компетенций, открытыми к инновационным процессам, происходящим в системе российского образования.
Воспроизводимость Школьное МО учителей начальных классов. Педагогический совет МБОУ Чертковская СОШ 1. Районное МО учителей начальных классов. Издательский дом «Первое сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Образовательные технологии Метод проектного обучения Здоровьесберегающая технология Информационно – коммуникационная технология Игровая технология Технология проблемного обучения
Игровая технология Включает: обучающие игры; интеллектуально- развивающие игры; дидактические и ролевые игры; игры, развивающие внимание, память, наблюдательность; игры – соревнования.
Информационно- коммуникационная технология Обеспечивает: повышение эффективности качества обучения; формирование побудительных мотивов обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей.
Здоровьесберегающая технология Физминутки; беседы о здоровом образе жизни; подвижные игры на воздухе; динамические перемены; экскурсии.
Метод проектного обучения Ценность: принятие самостоятельных решений; поиск нестандартных, оригинальных решений; способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; раскрытие индивидуального потенциала.
Технология проблемного обучения Способствует: развитию творческого мышления; овладению новыми знаниями через самостоятельный поиск решения проблемы; формированию положительной мотивации учебной деятельности обучающихся. -
Краеведение Основная цель работы: сближение программного материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира природы, общества и человека в них.
Экологическое образование Включает: теоретические знания о природе; практическую связь с природой; воспитание экологического мышления; воспитание добрых чувств и культуры поведения в природе.
Результативность Повышение интереса к предмету; развитие творческих способностей обучающихся; коллективная деятельность; активное участие в школьных и районных мероприятиях.
Результативность уч.г., 3 класс, чел. (% к общему числу обучающихся) уч.г., 4 класс, чел. (% к общему числу обучающихся) уч.г., 2 класс, чел. (% к общему числу обучающихся) Число обучающихся, испытывающих интерес к предмету 7 (38%)14 (77%)15 (75%)
Результативность Качество обученности по окружающему миру
Результативность Анкета «Какие книги вы любите читать?»
Результативность Коллективная деятельность Установилась атмосфера товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки; научились распределять роли без взаимных обид и претензий.