Учитель русского языка и литературы МОУ «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» Владимирской области Галаур Ольга Дмитриевна
изучение новых знаний об имени числительном формирование у обучающихся умений и навыков нахождения классификации и правописания имён числительных обеспечить в ходе цикла уроков усвоение, повторение, закрепление основных понятий, правил, связанных темой «Имя числительное»
количество сколько? Количественное ОДИН порядковый какой по счёту? Порядковое ПЕРВЫЙ
ЗНАЧЕНИЕ//ВОПРОС Ч– количество сколько? Количественное один - порядковый какой по счёту? Порядковое первый
ПРОСТЫЕСЛОЖНЫЕСОСТАВНЫЕ КПКП
Из одного слова и одного корня К – пять П - пятый
Из одного слова и из двух корней - пятнадцать - пятнадцатый
Из двух и более слов - сто двадцать пять - сто двадцать пятый
ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ СОСТАВНЫЕ Из одного слова и одного корня Из одного слова и из двух корней Из двух и более слов К – пять П - пятый - пятнадцать - пятнадцатый - сто двадцать пять - сто двадцать пятый
ЦЕЛЫЕДРОБНЫЕСОБИРА- ТЕЛЬНЫЕ
Обозначают любые целые числа Пять, сто
-изменяются по П, Но один (+Р,Ч), Два (+М, Ср. Р), Две (+Ж.Р) - сложные Ч – изменяются обе части ( см. таблицу) К пятистам
П От 50 до 80От 500 до , 300, 400 ИПятьдесят ШестьстьсотТриста РОт пятидесяти От шестисот От трёхсот ДК пятидесятиК шестистамК трёмстам ВПятьдесят ШестьсотТриста ТС пятьюдесятьюС шестьюстамиС тремястами ПО пятидесятиО шестистахО трёхстах
Обозначают любые дробные числа ¾ -Три четвёртых; 0,2- ноль целых две десятых
изменяются обе части: 1-ая как целое Ч, 2-ая - прилаг. во мн. Ч. С Тремя четвёртыми; от ноля целых двух десятых
Обозначают количество как единое целое Двое, пятеро
оба(м., ср. р.) -при изменении - о – - (обоих) - обе (ж.р.) по П - е- (обеих)
ЦЕЛЫЕДРОБНЫЕСОБИРАТЕЛЬНЫЕ -Обозначают любые целые числа Пять, сто Обозначают любые дробные числа Три четвёртых; ноль целых две десятых Обозначают количество как единое целое Двое, пятеро -изменяются по П, Но один (+Р,Ч), Два (+М, Ср. Р), Две (+М.Р) - сложные Ч – изменяются обе части К пятистам - изменяются обе части: 1-ая как целое Ч, 2-ая - прилаг. во мн. Ч. С Тремя четвёртыми; от ноля целых двух десятых - изменяются по П, - согласуются с С м.р, ср.р. -оба(м., ср. р.) при изменении по П - о – (обоих) - обе (ж.р.) при изменении по П -е- (обеих)
Ч от 5 до 20, 30 Пять, шестнадцать, тридцать Ч от 50 до 80, от 500 до 900 шестьдесят, семьсот
в Р,Д,П п.п. : –И в Ч от 5-20, 30 к одиннадцати (Д.п.) в Р,Д,Т,П п.п. : -А в Ч 40, 90, 100 к ста (тетрадям)
В ПРЕДЛОЖЕНИИ Ч в предл ЧИСЛ, ЧИСЛ, ЧИСЛ, ЧИСЛ, ЧИСЛ Мы - две руки единого креста.(Вяч. Иванов) Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звёзд ещё не видно (В. Брюсов). Три журнала лежали на столе. Я купил три журнала. Повесть была напечатана в трёх журналах. ЧИСЛ – ЧИСЛ Трижды пять –пятнадцать; Расстояние между поселками – шестьдесят километров.
-изменяются ВСЕ слова, из которых оно состоит: С 956 – с девятьюстами пятьюдесятью шестью
ПОЛТОРА = 1,5 ПОЛТОРАСТА =150 И,В п.п. полтора (м,ср р.) полторы (ж р.) Р,Д,Т,П п.п. полутора полтораста полутораста
Изменяются, как Прил: по Р,Ч,П в шестом (каком по счёту?) классе СОСТАВНЫЕ П.Ч. – изменяется только последнее слово 962 школа – в девятьсот шестьдесят второй школе
К первому сентября (Сущ. - в Р.п.) После слов праздник, дата, день Ч в И.п. Готовимся к весеннему празднику Восьмое марта (8 Марта)
Числительное предложении ru «Опорные схемы» сайт УМК «Русский язык 6 класс» под редакцией Л.М Рыбченковой и др. Москва. Просвещение.2015.г