Урок русского языка в 9 классе по теме: «Строение сложноподчиненных предложений»
Цели урока: обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; развивающая: развивать познавательный интерес; воспитательная: воспитывать интерес к словесности.
Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил своё чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна. Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня. А. Фет 1. К какому стилю принадлежит текст ? 2. Назовите художественно - изобразительные средства, определите их назначение в тексте. 3. Какие синтаксические конструкции преобладают ? Подчеркните грамматические основы предложений. 4. Выпишите три подчинительных словосочетания с различными способами связи и произведите синтаксический разбор.
Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Сделано все, чтобы я мог работать спокойно. Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. [Я слушаю], (как снежный ком растёт) и (вечность бьёт на каменных часах). [Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой). [Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим).
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически. [ ], ( ). ( ), [ ]. ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ). ( ), ( ), [ ].
Лингвистический эксперимент «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. 1. Расставьте знаки препинания в данном предложении. 2. Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. 3. Запишите и подчеркните грамматические основы. 4. Начертите схему сложноподчинённого предложения.
Ключ « Слово о полку Игореве » - уникальное художественное произведение, / повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли /. [« Слово о полку Игореве » - уникальное художественное произведение ],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли ). [ сущ.], ( которое …).
Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор « Слова …» призывает к сплочению всех русских князей. Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы : почему ? по какой причине ?
[ Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений ], и [ автор « Слова …» призывает к сплочению всех русских князей ]. [ ], и [ ]. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений ], ( поэтому автор « Слова …» призывает к сплочению всех русских князей ). [ ], ( ).
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным ) [Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин) [Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге). Сложноподчинённые с придаточным определительным. [Мы любим дом], (где любят нас). [И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский) [Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик). Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным [Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин) (Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович)
Викторина с синтаксическим заданием ( графический диктант ) По синим волнам океана, Лишь звёзды гаснут в небесах, Корабль одинокий несётся, Несётся на всех парусах. (« Воздушный корабль ») Я б желал на веки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. (« Выхожу один я на дорогу …») Так жизнь скучна, когда боренья нет. («1831 июня 11 дня ») Ты знал ли дикий край под знойными лучами, Где рощи и луга поблекшие цветут, Где хитрость и беспечность злобе дань несут, Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой Умы и хладные и твёрдые, как камень.
Кроссворд 1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы. 2. Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где ( отвечая на вопрос какой ?) 3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства. 4. Придаточные, которые отвечают на вопросы где ? когда ? По какой причине ? При каком условии ?
Желаю успехов! Домашнее задание : выбрать из художественных текстов шесть сложноподчинённых предложений, произвести синтаксический разбор одного из них.