Современные образовательные технологии в урочной деятельности
Образовательная технология - это комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Модель обучения Верхний ярус - методы и формы - относится к дидактике. Нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.
Структура педагогической технологии: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения (цели обучения, содержание учебного процесса); в) процессуальная часть – технологический процесс: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.
Классификация технологий обучения по Г.К. Селевко: по уровню применения (общепедагогические, частно методические, локальные (модульные)); по философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.) по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные); по научной концепции;
по организационным формам: классно-урочные альтернативные академически-клубные индивидуальные групповые дифференцированное обучение;
по типу управления познавательной деятельностью: классической-лекционные обучение с помощью ТСО система «консультант» обучение по книге система «малых групп» компьютерное обучение система «репетитор» программированное управление;
по подходу к обучаемому: авторитарные личностно-ориентированные гуманно-личностные дидакто-социо-антропов-педоцентрические технологии сотрудничества свободного воспитания эзотерические (эмоционально- психологическое воздействие);
по преобладающему методу: догматические (репродуктивные) объяснительно-иллюстративные развивающее обучение проблемные поисковые творческие программированное обучение саморазвивающее обучение игровые.
Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер); Технология свободного труда (С. Френе); Технология вероятностного образования (А.Лобок); Технология мастерских (П.Коллен, А.Окунев).
Технологии авторских (инновационных) школ Школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде); Школа самоопределения (А. Тубельский); «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина); Школа-парк (М. Балабан); Агрошкола (А. Католиков).
В нынешней системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Можно сказать, что появилось много авторских образовательных программ, направленных на реализацию поставленных целей (личностно ориентированные технологии).