Проблемы современного образования в РФ
Тищенко Владимир Евгеньевич – учитель географии, МБОУ «Гимназия» г. Новозыбков
Династия учителей: Тищенко Владимир Ильич -прошёл путь от простого учителя до начальника городского отдела образования (с 1975 до 1990 года). Отличник просвещения, награжден орденом «Знак почёта» Тищенко Евгений Владимирович - математик, работал по этой профессии по 1992 год. А потом получил второе образование психолога и возглавлял Новозыбковский психологический центр. С 2009 года – учитель физкультуры (вначале в гимназии, а сейчас – в НСХТ). Тищенко Лидия Павловна - моя мама, учитель математики, Отличник просвещения, Заслуженный учитель России. С 1979 года работала в школе-интернате для слабослышащих детей, а с 1990 года работает в гимназии г. Новозыбкова, вначале учителем математики, а затем завучем по научно-методической работе. Тищенко Владимир Евгеньевич – учитель географии
образовательный институт запрос к системе образования (цель) всегда задается извне, формулируется как ожидания социума, общества, предъявляемые к человеку, заканчивающего тот или иной институт; образовательное пространство (содержание, средства и методы) выстраивается для достижения сформулированной извне цели;
исторические ожидания Древняя Греция (гражданин полиса); Схоластика (христианина, укорененный в догматах церкви); Возрождение (разносторонне развитий человек, владеющий всеми достижениями культуры); Новое время (специалист, компетентный в достаточно узкой области);
сущностные характеристики системы образования СССР – Россия (5:0) единообразие – уникальность; конформизм – позиционность; пассивность – социальная активность; базовое знание - Lifelong learning; устав строителя коммунизма – ???
структурные характеристики традиционного обучения предметность; классно-урочная система; принцип наглядности, доступности; последовательности, систематичности; принцип индукции (от частного к общему); ориентация на ЗУНы; принцип самодостаточности (школа замкнута в себе);
мифы традиционного обучения отзывы «гостей»; количество Нобелевских лауреатов; успешность в жизни (востребованность в мировой экономике); всесторонность, структурность, методом логичность знаний (достижение внутренних целей);
нобелевские лауреаты Страны по количеству нобелевских лауреатов Страна Физик а Химия Физиолог ия и медицина Литератур а Экономи ка Всего с 1901 по гг. 1США Великобрита ния Германия Франция Швеция СССР и Россия Италия
достижение «внутренних» целей (качество ЗУНов) 30-40% троечников - НО: за все школа ответственности не несет (виноваты…); 5-7% отличников (освоивших учебную программу) – НО: скорее заслуга родителей, выстроивших для детей образовательную программу; парадокс: в недостатках – виновата не школа; достижения – заслуга не школы… вопрос: зачем нужна школа???
реальность традиционная школа эффективна в относительно стабильном обществе; « …на президентском совете был озвучен следующий тезис: проблема заключается не в том, что образование стало хуже, требования к качеству стали ДРУГИЕ…»
кто задает требования? государство – ФГОС нового поколения; бизнес – преследует свои, унитарные цели; общество – не институциализированно, не в состоянии четко обозначить заказ к ОУ; семья (родители) – находятся «в плену» собственного опыта; ребенок – не в состоянии обозначить собственные цели;
научное сообщество развитие, как появление нового качества в психике – новообразования; пространство развития – встреча активности ребенка и взрослого в социальной ситуации развития (Л.С.Выготский) ССР – как особым образом организованная взрослым деятельность, которую осваивает ребенок (А.Н.Леонтьев); в ходе освоения деятельности – интериоризация предъявленных культурных средств, способов действия в социальном пространстве;
условия развития
соотношение субъективных и объективных целей образования какие цели задает школа ребенку? соответствуют ли они реальным условиям, в которых должны воплощаться? совпадают ли они с целями самого ребенка?
спасибо за внимание (: