Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений
Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы общего образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета
Нормативные документы для составления рабочей программы: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от года 1089; Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Федеральный перечень учебников; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт Основная образовательная программа
Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ: Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование; Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника); Использование авторской программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно-тематическое планирование. Авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ (позволяющих получать качественно новый результат) организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу.
полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса); указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования; срок реализации данной программы; указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа; ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу Титульный лист программы
Структура учебной рабочей программы учителя. пояснительная записка (конкретизируются цели, задачи, изменения внесённые в авторскую или примерную программу, УМК, количество учебных часов на которое рассчитана рабочая программа, в том числе для проведение К/р, исследований, проектов, экскурсии, лабораторных работ);пояснительная записка описание места учебного предмета, курса в учебном плане; общая характеристика учебного предмета, курса; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; учебно-тематический план;учебно-тематический план; содержание учебного предмета, курса;содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса; график контрольных работ; средства контроля средства контроля К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса (объяснительная записка с корректировкой календарно-тематического планирования)
В тексте пояснительной записки указываются: название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ); изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование; учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России [1] ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания); [1] количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований; особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ). Пояснительная записка должна быть лаконичной. Пояснительная записка
Элемент структуры рабочей программы «Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу. Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Учебно-тематический план Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно- тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Контрольные работы Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся уроки лабораторно- практические работы, уроки развития речи В нижней части таблицы часы суммируются Итого:
Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Структурный элемент рабочей программы "Средства контроля" включает в себя систему контролирующих материалов (тестов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Устные контролирующие материалы представляют собой перечень вопросов и заданий. Письменные контролирующие материалы могут содержать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Количество контролирующих материалов определяется учебно- тематическим планом. Так, если план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ. Средства контроля