О чем писать ? Как начинать ? Как заканчивать сочинение ?...
Материал для словарно - семантической работы : Благородный - Достоинство - Кичливый -
1 этап. О чем писать? Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов. Определение проблемы. Комментарий к проблеме. Определение авторской позиции.
Чтение текста. Определение темы. Поиск ключевых слов. Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит. В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей. Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают благородным гневом. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь. В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.
Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или грудное положение ради выручки товарища это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот сохранить его ! Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство. Вспомним хитроумного гидальго Дон - Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение ? Да нет же ! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества. Воля творить добро вот основа благородства Дон - Кихота. Благородный человек знает : всякая несправедливость, где бы она ни проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь. Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не донкихотством, а вполне современным благородством. ( По Ю. Ценину ).
Определение темы Выделив ключевые слова, можно определить тему текста … - вот тема, к которой обращается автор текста. Это статья о … Автор обращается к актуальной теме – теме … Это текст о …
Определение проблемы текста. Определив тему, формулируем проблему текста ( проблема текста – вопрос, над которой задумывается автор ). Проблема может быть сформулирована так : Воля творить добро вот основа благородства …
Комментируем проблему Комментируя проблему текста, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду « вечных ». Если автор текста задумывается над « вечной » проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах побудивших автора задуматься над ней.
Определяем авторскую позицию Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему ( проблемы ), какие аргументы в защиту своей позиции приводит, какова цель написания этого текста, с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности
1. Автор подводит читателя к мысли о том, что Идея текста такова… 3. …вся главная мысль текста 4. Решая проблему, автор приходит к такому выводу… 5. Цель автора текста – убедить читателя в том…
Этап 2. Как начать сочинение? В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызваны первым прочтением текста. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых автор обращается к « вечным » проблемам. Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал) Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т.д.)
Этап 3. Как заканчивать сочинение? Сочинение - рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Не менее двух аргументов ( приводя доказательства, нужно обращаться к своему жизненному или читательскому опыту ). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность : например, в случае несогласия с автором не следует писать « автор не прав », лучше употребить выражение « с автором трудно согласиться ».
1. Нельзя не согласиться с автором в том, что… 2. С автором можно поспорить: 3. Автор прав в том, что…, однако его мысль … вызывает сомнение.