Методологические и методические аспекты программ формирования гражданской идентичности в структуре социокультурной идентичности
Говоря о развитии/становлении/формировании любых видов идентичности, методологически следует разделять: процесс (идентификация) результат (идентичность)
Исследование процесса идентификации предполагает изучение и использование механизмов и объекта(ов) идентификации Исследование продукта предполагает изучение и формирование целостности, гармоничного соотношения устойчивости/изменчивости, социального/персонального, адекватной (просоциальной) иерархии ценностей и целей, позитивной временной перспективы
Процесс В отсутствии гражданского общества нет объекта, потому должна включаться в социокультурную идентичность как значимая часть ее структуры. Механизм – переживание, снижающее порог между субъектом и внешним миром и обеспечивающее интернализацию тех ценностей и норм, которые транслируются обществом (взрослыми). Продукт Целостность – принятие себя на протяжении всей жизни, обоюдное принятие личности и группы, удовлетворенность, оптимизм, положительное отношение к нормам соотношение категоризации и самокатегоризации, социализации- индивидуализации
Методически – основная проблема – адекватный выбор с точки зрения возраста и социокультурной принадлежности эталонов и методов их трансляции Соединение личностной и социокультурной идентичности можно выстраивать на основании образов малой группы и малой родины – как объектов идентификации
Объектами идентификации при формировании гражданской идентичности (особенно в детстве) могут быть герои сказок. Объектами идентификации могут (и должны) быть герои (в том числе литературные) и исторические события. При этом важным условием является раскрытие в их содержании как общечеловеческих ценностей, так и специфических культурных и гражданских эталонов Развитие временной перспективы предполагает не только трансляцию образов желаемого будущего, но и формирование реалистичности, уверенности в возможности управления своим будущим и толерантности к неопределенности.
Изучение процесса самокатегоризации показало, что она определяет ролевой репертуар и содержание ценностей и стереотипов, входящих в содержание идентичности. Все испытуемые в среднем дают высказываний относительно своего «Я», в содержание которых входят параметры, относящиеся к основным категориальным группам, отраженным в гистограмме.
1 – социальные роли, 2 – возрастные роли, 3 – гендерные роли, 4 – отнесение себя к определенному роду или национальности, 5 – физические признаки, 6 – личные качества, 7 – интеллектуальные качества, 8 –непостоянство- неопределенность, 9 – будущее/профессии, 10 – идеалы, 11 – другое (природа, абстрактные категории).