Обсуждение проблемных ситуаций на уроках биологии как один из способов реализации компетентностного подхода Подготовила: учитель биологии Долинненской общеобразовательной школы I – III ступеней Удачкина Наталья Геннадиевна
Проблемная ситуация – специально организованное учителем состояние не интеллектуального затруднения, побуждающее учеников приобретать дополнительные знания
Методические приемы создания проблемных ситуаций: Первый прием -противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения Опыт Пристли
Второй прием - столкновение разных мнений учащихся
Третий прием -выполняется в два шага: (шаг 1) выявление представлений учащихся (вопрос или практическое задание «на ошибку»); (шаг 2) – предъявление научного факта через сообщение, эксперимент Изменение окраски листьев осенью
Четвертый прием -«яркое пятно»: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки и повседневной жизни «Золотой мальчик» Леонардо да Винчи
Этапы урока, на которых целесообразно применять проблемные ситуации: -мобилизующий этап (с целью повышения интереса к теме урока); -в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания; -эвристическая беседа на этапе обобщения и контроля знаний
Проблемные ситуации Трудности требует большего количества времени, чем обычное изложение материала; определенная биологическая эрудиция учащихся; отличное знание предмета учителем; поддержание своевременной обратной связи между учеником и учителем Достоинства эффективное средство повышения познавательной активности учащихся; способствует развитию логического мышления, содействует умственному развитию учащихся
Благодарю за внимание!