Социально-педагогические и психолого-физиологические аспекты предпрофильного и профессиионального самоопределения Кондукова Н.В., педагог-психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Advertisements

Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
Влияние трудового обучения на выбор профессии обучающихся коррекционной школы VIII вида ГБОУ С(К)ОШ 565 Кировского района г. Санкт – Петербурга Иванова.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Цели и задачи профориентационной работы. Профоориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого- педагогических, медико-биологических.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
- это научно обоснованная система социально - экономических, психолого - педагогических, медико - биологических и производственно - технических мер по.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Система профориентационной работы МБОУ «Средняя школа 6» г. Когалыма Система профориентационной работы МБОУ «Средняя школа 6» г. Когалыма Профориентатор.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности : зам.
Транксрипт:

Социально-педагогические и психолого-физиологические аспекты предпрофильного и профессионального самоопределенияя Кондукова Н.В., педагог-психолог

В 13 – 15 лет наступает период развития профессионального самосознания, формирования у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. В 16 – 17 лет – происходит уточнение социально- профессионального статуса, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, способов оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовка к ней и саморазвитие

Профессиональное самоопределенияе – процесс формирования личностью своего отношения к предметно-трудовой среде и способ самореализации в ней Ценностные ориентаций и установки Ценностные ориентаций и установки Сформированность представлений о профессии Сформированность представлений о профессии Уровень развития самооценки Уровень развития самооценки Способности, склонности, интересы Способности, склонности, интересы Профессиональная мотивация Профессиональная мотивация Личностные особенности Личностные особенности Социальная среда Социальная среда

Этапы профессионального самоопределения 1 Этап Первичный выбор профессии (младший школьный возраст): - малодифференцированные представления о мире профессий, - ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, - неустойчивость профессиональных намерений. 2 Этап Профессиональное самоопределенияе (старший школьный возраст): - возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда. 3 Этап Профессиональное обучение (осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии). 4 Этап Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений. 5 Этап Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Факторы выбора профиля обучения -умение подростка увидеть свою жизнь во временной перспективе; -соотнесение собственных интересов и склонностей с требованиями и ожиданиями общества; - направленность личности к самостоятельному принятию решения.

Мотивы выбора профиля обучения 1. Мотивация с ориентацией на интересы и профессиональные склонности подростка, его способности, возможность углублённого изучения определённых предметов (гуманитарного или математического направления), реальная успеваемость. 2. Предрешенная мотивация: мнение родителей, родственников, желание продолжить семейную профессиональную традицию. 3. Рекомендации учителей (следование рекомендациям учителей), личность классного руководителя профильного класса. 4. Мотивация с ориентацией на сверстников: возможность учиться с друзьями в одном профильном классе, советы друзей и одноклассников. 5. Прагматическая и престижная мотивация: стремление учиться в каком-то определённом ВУЗе, ориентация на высокооплачиваемую работу, престижную должность. 6. Мотивация с ориентацией на успех или на избегание неудач.

Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределенияю

Нравственная готовность Нравственная готовность 1. Трудолюбие: положительное, добросовестное отношение к различным видам труда. 2. Сформированность первоначальной нравственной установки на выбор профессии. 3. Наличие образца для подражания в труде. Психофизиологическая готовность 1. Сформированность первоначального интереса к определенным профессиям. 2. Первоначальная мотивировка своего интереса к профессиям. 3. Развитость способности самостоятельно принимать решения. Практическая готовность 1. Мечта о той или иной профессии. 2. Знание содержания труда по доступным профессиям. 3. Сформированность трудовых умений в доступных видах трудовой деятельности. 4. Участие в профориентационных играх. 1-4 классы

Нравственная готовность Нравственная готовность 1. Стремление к осознанию смысла и цели своей жизни. 2. Трудолюбие. 3. Понимание личной и социальной значимости правильного выбора профессии. 4. Наличие профессионального идеала. Психофизиологическая готовность 1. Сформированность профессиональных интересов и склонностей. 2. Сформированность мотивов выбора профессии. 3. Наличие потребности в правильном профессиональном самоопределенияи. 4. Волевая активность в подготовке к профессиональному самоопределенияю. Практическая готовность 1. Предварительный выбор профессии. 2. Участие в кружках по интересам. 3. Знание отраслевой структуры экономики. 4. Знание формулы предпочитаемой профессии. 5-7 классы

Нравственная готовность Нравственная готовность 1. Осознание смысла и цели своей жизни. 2. Трудолюбие. 3. Понимание личной и социальной значимости правильного выбора профессии. 4. Наличие профессионального идеала. 5. Сформированность профессионально важных личностных качеств. 6. Стремление к профессиональному самовоспитанию. Психофизиологическая готовность 1. Сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии. 2. Сформированность мотивов выбора профессии, связанных со знанием содержания труда. 3. Соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии. 4. Соответствие здоровья требованиям предпочитаемой профессии. 5. Волевая активность, стремление к овладению профессией. 6. Адекватная самооценка. Практическая готовность 1. Сформированность твердого проф намерения. 2. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, необходимых для успешного овладения избираемой профессией. 3. Знание содержания, условий труда и формулы предпочитаемой профессии. 4. Наличие трудового опыта по избираемой профессии. 5. Наличие первоначальных профессиональных знаний и умений (для учащихся классов). 6. Знание способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста. 7. Умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределенияю классы

Стадии профессионального становления Первая стадия: зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий (соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности). Вторая стадия: целенаправленная подготовка по избранной профессиональной деятельности и овладение всеми тонкостями профессионального мастерства (формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности ). Третья стадия: активное вхождение в профессиональную среду (активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов) Четвёртая стадия: реализация профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде (овладение операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества).

Click to edit title style Психологические проблемы профессионального самоопределенияя Психологические проблемы профессионального самоопределенияя 1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии. 2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах. 3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора. 4. Неадекватная самооценка. Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека.

Click to edit title style Типы подростков, испытывающих трудности в процессе самоопределенияя Типы подростков, испытывающих трудности в процессе самоопределенияя Тип I: Тип I: низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества; Тип II: Тип II: заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана; Тип III: Тип III: заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе; Тип IV: Тип IV: завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус; Тип V: Тип V: завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть

Click to edit title style Этапы профориентационной работы 1-4 классы: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 5-7 классы: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. 8-9 классы: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

Психолого-педагогические рекомендации по подготовке обучающихся к предпрофильному и профессиональному самоопределенияю

Подростка необходимо готовить к тому, чтобы он смог стать подлинным субъектом своего профессионального и личностного самоопределенияя

Формировать комплекс разнообразных умений, навыков, компетенций, включая знание современных технологий

Создавать пространство самоопределенияя обучающихся, способствовать более осознанному построению жизненной и профессиональной перспективы старшеклассников, учитывать профессиональные склонности и предпочтения подростков, их способности и намерения в плане построения профессиональной перспективы

Особенно важен системный подход, взаимодействие всех участников образовательного процесса, чёткость и согласованность педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности

Для того, чтобы обучающиеся смогли сделать действительно самостоятельный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений

Создание системы профориентации, способствующей формированию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределенияю уже на этапе выбора профиля обучения

Спасибо за внимание!