Социально-педагогические и психолого-физиологические аспекты предпрофильного и профессионального самоопределенияя Кондукова Н.В., педагог-психолог
В 13 – 15 лет наступает период развития профессионального самосознания, формирования у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. В 16 – 17 лет – происходит уточнение социально- профессионального статуса, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, способов оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовка к ней и саморазвитие
Профессиональное самоопределенияе – процесс формирования личностью своего отношения к предметно-трудовой среде и способ самореализации в ней Ценностные ориентаций и установки Ценностные ориентаций и установки Сформированность представлений о профессии Сформированность представлений о профессии Уровень развития самооценки Уровень развития самооценки Способности, склонности, интересы Способности, склонности, интересы Профессиональная мотивация Профессиональная мотивация Личностные особенности Личностные особенности Социальная среда Социальная среда
Этапы профессионального самоопределения 1 Этап Первичный выбор профессии (младший школьный возраст): - малодифференцированные представления о мире профессий, - ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, - неустойчивость профессиональных намерений. 2 Этап Профессиональное самоопределенияе (старший школьный возраст): - возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда. 3 Этап Профессиональное обучение (осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии). 4 Этап Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений. 5 Этап Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.
Факторы выбора профиля обучения -умение подростка увидеть свою жизнь во временной перспективе; -соотнесение собственных интересов и склонностей с требованиями и ожиданиями общества; - направленность личности к самостоятельному принятию решения.
Мотивы выбора профиля обучения 1. Мотивация с ориентацией на интересы и профессиональные склонности подростка, его способности, возможность углублённого изучения определённых предметов (гуманитарного или математического направления), реальная успеваемость. 2. Предрешенная мотивация: мнение родителей, родственников, желание продолжить семейную профессиональную традицию. 3. Рекомендации учителей (следование рекомендациям учителей), личность классного руководителя профильного класса. 4. Мотивация с ориентацией на сверстников: возможность учиться с друзьями в одном профильном классе, советы друзей и одноклассников. 5. Прагматическая и престижная мотивация: стремление учиться в каком-то определённом ВУЗе, ориентация на высокооплачиваемую работу, престижную должность. 6. Мотивация с ориентацией на успех или на избегание неудач.
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределенияю
Нравственная готовность Нравственная готовность 1. Трудолюбие: положительное, добросовестное отношение к различным видам труда. 2. Сформированность первоначальной нравственной установки на выбор профессии. 3. Наличие образца для подражания в труде. Психофизиологическая готовность 1. Сформированность первоначального интереса к определенным профессиям. 2. Первоначальная мотивировка своего интереса к профессиям. 3. Развитость способности самостоятельно принимать решения. Практическая готовность 1. Мечта о той или иной профессии. 2. Знание содержания труда по доступным профессиям. 3. Сформированность трудовых умений в доступных видах трудовой деятельности. 4. Участие в профориентационных играх. 1-4 классы
Нравственная готовность Нравственная готовность 1. Стремление к осознанию смысла и цели своей жизни. 2. Трудолюбие. 3. Понимание личной и социальной значимости правильного выбора профессии. 4. Наличие профессионального идеала. Психофизиологическая готовность 1. Сформированность профессиональных интересов и склонностей. 2. Сформированность мотивов выбора профессии. 3. Наличие потребности в правильном профессиональном самоопределенияи. 4. Волевая активность в подготовке к профессиональному самоопределенияю. Практическая готовность 1. Предварительный выбор профессии. 2. Участие в кружках по интересам. 3. Знание отраслевой структуры экономики. 4. Знание формулы предпочитаемой профессии. 5-7 классы
Нравственная готовность Нравственная готовность 1. Осознание смысла и цели своей жизни. 2. Трудолюбие. 3. Понимание личной и социальной значимости правильного выбора профессии. 4. Наличие профессионального идеала. 5. Сформированность профессионально важных личностных качеств. 6. Стремление к профессиональному самовоспитанию. Психофизиологическая готовность 1. Сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии. 2. Сформированность мотивов выбора профессии, связанных со знанием содержания труда. 3. Соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии. 4. Соответствие здоровья требованиям предпочитаемой профессии. 5. Волевая активность, стремление к овладению профессией. 6. Адекватная самооценка. Практическая готовность 1. Сформированность твердого проф намерения. 2. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, необходимых для успешного овладения избираемой профессией. 3. Знание содержания, условий труда и формулы предпочитаемой профессии. 4. Наличие трудового опыта по избираемой профессии. 5. Наличие первоначальных профессиональных знаний и умений (для учащихся классов). 6. Знание способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста. 7. Умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределенияю классы
Стадии профессионального становления Первая стадия: зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий (соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности). Вторая стадия: целенаправленная подготовка по избранной профессиональной деятельности и овладение всеми тонкостями профессионального мастерства (формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности ). Третья стадия: активное вхождение в профессиональную среду (активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов) Четвёртая стадия: реализация профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде (овладение операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества).
Click to edit title style Психологические проблемы профессионального самоопределенияя Психологические проблемы профессионального самоопределенияя 1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии. 2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах. 3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора. 4. Неадекватная самооценка. Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека.
Click to edit title style Типы подростков, испытывающих трудности в процессе самоопределенияя Типы подростков, испытывающих трудности в процессе самоопределенияя Тип I: Тип I: низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества; Тип II: Тип II: заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана; Тип III: Тип III: заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе; Тип IV: Тип IV: завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус; Тип V: Тип V: завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть
Click to edit title style Этапы профориентационной работы 1-4 классы: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 5-7 классы: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. 8-9 классы: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Психолого-педагогические рекомендации по подготовке обучающихся к предпрофильному и профессиональному самоопределенияю
Подростка необходимо готовить к тому, чтобы он смог стать подлинным субъектом своего профессионального и личностного самоопределенияя
Формировать комплекс разнообразных умений, навыков, компетенций, включая знание современных технологий
Создавать пространство самоопределенияя обучающихся, способствовать более осознанному построению жизненной и профессиональной перспективы старшеклассников, учитывать профессиональные склонности и предпочтения подростков, их способности и намерения в плане построения профессиональной перспективы
Особенно важен системный подход, взаимодействие всех участников образовательного процесса, чёткость и согласованность педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности
Для того, чтобы обучающиеся смогли сделать действительно самостоятельный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений
Создание системы профориентации, способствующей формированию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределенияю уже на этапе выбора профиля обучения
Спасибо за внимание!