Урок литературы 8 класс Программа А.Г. Кутузова Автор: Панченко И.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 Г. Томска
Цели и задачи урока: Закрепить понятие «литературное направление». Познакомиться со стихотворением Баратынского «Водопад» как примером романтической лирики. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать интерес к русской литературе и понимание литературы как литературного процесса.
Литература первой половины XIX века Литературные направления: 1. Романтизм 2. Реализм
Передает романтическое отношение автора к жизни и к литературе. Зоркое и точное углубление в реальную жизнь. Романтический писатель неудовлетворен будничной жизнью и создает свой мир (фантазии, сказки, экзотики, героического прошлого или будущего), рисует роковое влияние среды на человека. Романтический герой одинок, способен на всё ради свободы, цельная сильная личность, в нём можно выделить ведущую черту характера. Верность жизни, стремление увидеть и изобразить её так, как она есть. Реалисту интересен простой, обыкновенный человек.
Пушкин Поэма «Братья –разбойники» «Повести Белкина» Роман «Капитанская дочка»
Пушкин Ему свойственно обращение и к романтизму, и к реализму. Почему?
XIX век – золотой век русской литературы
Плеяда – «созвездие»
Пушкинская плеяда
Баратынский Евгений Абрамович
Романтические мотивы в лирике Баратынского Е.А. Стихотворение «Водопад»
Лирика Баратынского Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурит живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен, и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне…
*** Где сладкий шепот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья голы; Ковёр зимы Покрыл холмы, Луга и долы.
Под ледяной Своей корой Ручей немеет; Всё цепенеет, Лишь ветер злой, Бушуя, воет И небо кроет Седою мглой…
Какие чувства переполняют поэта? Каким настроением проникнуто произведение? Почему вы так думаете?
Пушкин о Баратынском: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален – ибо мыслит… правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хоть несколько одаренного вкусом и чувствами»
Александр Блок назвал его поэтом, «опередившим свой век в одиноких мучениях и исканиях»
Пушкин о Баратынском «Он шёл своей дорогой один и независим»
Водопад Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. Я слышу: свищет аквилон, Качает елию сыпучей, И с непогодою ревучей, Твой рев мятежный соглашен.
Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя Каким-то вещим трепетаньем? Как очарованный,стою Над дымной бездною твоею, И,мнится, сердцем разумею Речь безглагольною твою. Шуми, шуми с крутой вершины Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины!
Творческая мастерская Разберемся в прочитанном
Схема анализа стихотворения 1. Какие звуки вы слышите? 2. Что помогает вам понять рифма? 3. Как слово создает образ? Какой? 4. Как синтаксически построены фразы? С какой целью? 5. Рассмотрите композицию. 6. Как вы определите тему и идею произведения? (Что притягивает лирического героя к водопаду? Что его взволновало?)
Творческий практикум Попытаемся сами стать поэтами и передать свои впечатления о водопаде. Пусть это будут стихи или эссе.
Подведем итоги урока: Какие романтические мотивы в стихотворении «Водопад» вы увидели? Какие черты показывают нам Баратынского романтиком?
Домашнее задание Подготовка к творческому практикуму по теме « Романтизм»: с.251 по учебнику «В мире литературы», 8 класс, авторы Кутузов А.Г и др.
Спасибо за творческое сотрудничество!