«Коррупция в России, как с ней бороться?» Материал приготовлен для районного конкурса учебно- методических материалов по теме : «Противодействие коррупции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В России коррупция исторически различалась - совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). Коррупция для чиновников.
Advertisements

Преимущественной средой распространения коррупции респонденты считают властные структуры разных уровней, в том числе высшего.
Акция «Сделай свой выбор!». Коррупция - национальное хобби России! По данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, в 2009 году за дачу взяток было осуждено.
Работу выполнила: ученица 10 класса МАОУ «СОШ 5» г. Кувандыка Оренбургской области Курсанова Вера ИМЕЮ ПРАВО НА ЖИЗНЬ БЕЗ КОРРУПЦИИ!
Сегодня, по данным международных организаций, Россия входит в группу стран с наиболее развитой коррупцией. В борьбе с этим злом необходимо использовать.
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
Скажем коррупции «Нет!» Скажем коррупции «Нет!» МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа 2 имени Б. П. Зиновьева. Внеклассное мероприятие.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум»
Заведующий детского сада Политова Оксана Николаевна МКДОУ "Терсюкский детский сад"
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Правоохранительные органы это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Республики Коми ПАМЯТКА По противодействию.
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Коррупция(от лат. «corruptio» - подкуп, порча, упадок; от лат. «corrumpere» - растлевать) Коррупция- это использование должностным лицом своих властных.
Коррупция: или доброзло ?????. Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать») использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему.
Выполнила: ученица 11 класса «Б» Дворникова Евгения.
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование.
Ознакомительная презентация «Что такое коррупция» ГБУСО «Гайский детский дом-интернат»
ПРАВА ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Коррупция ( от лат. corrumpere « растлевать ») использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды,
Транксрипт:

«Коррупция в России, как с ней бороться?» Материал приготовлен для районного конкурса учебно- методических материалов по теме : «Противодействие коррупции через образование» Работу выполнил: учитель истории МОУ Ивановская СОШ, Кудышев Михаил Юрьевич.

Из истории коррупции в России. Коррупция в России исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», т. е., на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции. В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.России XVIII века кормления м 1715Петре Первом Екатерина IIденьгамиXIX века Советской России 1922

Выделяются три основных вида коррупции Вид 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти (некоторые считают, что это и есть единственная «настоящая» коррупция, коррупция как таковая) Вид 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, иногда наделенные властными полномочиями, а иногда нет, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. Вид 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ. Внутренняя коррупция, по мнению экспертов, чаще всего является следствием просчетов в менеджменте:

ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ. Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным и экономическим институтам, подрывается легитимность власти и общественная мораль. Криминализация и торможение экономики Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество работающее на принципах круговой поруки, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы. После таких структурных изменений институт уже не может функционировать в нужном режиме и не способен выполнять позитивных общественных функций.

Некоторые цифры… В современной России широко распространено мнение, что сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны[2].[2] Объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США [3] Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл.[4] Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток [5].[3]деловой сфере[4][5] Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.приватизации Наблюдается тенденция увеличения доходов чиновников, занятых в органах власти. В 2005 году их доходы выросли на 44,1%. Это значительно превосходит рост доходов населения, который составил 21,3%. Косвенные сведения о нелегальных доходах можно получить, сравнивая уровень жизни чиновников с их официальными доходами. Составляющие значительную часть населения малоимущие слои от распространения коррупции проигрывают в наибольшей степени, так как имеют меньше финансовых возможностей, чем их более обеспеченные сограждане.уровень жизни финансовых

Области распространения коррупции Сегодня коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребёнка в детский сад, откупа от службы в вооружённых силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. Коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв. К сферам деятельности (помимо перечисленных в основной статье), которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:основной статье таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные отсрочки таможенных платежей[4];[4] медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других; автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц; судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства; предвзятое отношение к уголовным делам. рейдерства

налоговые органы: не взимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства; правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести; бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; (основная статья)основная статья борьба с коррупцией: фактически является прикрытием для распилки средств, выделенных на ее реализацию; ВУЗы: покупка и продажа дипломов, что встречается и в Германии[8]; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний[9].[8][9] лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности; выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами; получение кредитов; получение экспортных квот; конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных средств строительство и ремонт за счет бюджетных средств; нотариальное удостоверение сделок; контроль за соблюдением условий лицензирования; надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства; освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы; поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций); государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений; поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения; прием на службу на позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях; формирование партийных избирательных списков.

Меры государства по борьбе с коррупцией. Можно констатировать, что в области исполнительной власти стабилизация гг. была достигнута в том числе путем избегания жестких антикоррупционных мер. Впоследствии (2006 г.) президент Путин сам определил, что такие меры - задача будущего президентства, а в декабре 2007 года он сказал (в интервью журналу «Тайм»): Мы плохо решаем этот вопрос (борьбы с коррупцией) и плохо контролируем ситуацию в этой сфере…в переходной экономике, да ещё и в условиях перестройки политической системы, конечно, решать такие вопросы сложнее, потому что у нас, к сожалению, нет соответствующей реакции гражданского общества на это, не отработана – к сожалению,– система контроля гражданского общества за деятельностью государственных институтов… Всё это вместе, в том числе и увеличение возможностей для средств массовой информации, безусловно, является одной из задач, которую мы должны будем решать.

Факторы, которые могут влиять на уровень коррупции А) Связанные с действиями властей Работа властей по борьбе с коррупцией, включающая прямые либо косвенные (например, развитие конкуренции) действия в этом отношении. Позиция Президента Деятельность нового Генерального Прокурора. Законодательное облегчение многих бюрократических процедур (регистрации предприятий и т.п.).

B) Экономического характера Фактором, сдерживающим коррупцию, являются реальные возможности рынка или конкретной отрасли Сокращение «коррупционной базы» - объектов распределения со стороны государства. Рост предпринимательства и среднего бизнеса: это повышает конкуренцию и, следовательно, снижает коррупцию. Рост благосостояния людей (чиновников прежде всего) и укрепление национальной валюты – в прошлые годы люди были беднее и искушались больше (и на большие суммы).

с) Факторы ментального характера Страх чиновников перед показательными процессами и т.п.; моральная усталость отдельных коррупционеров (усталость бояться, скрываться). Существование (расширение круга) людей, которые не берут взяток. Осознание населением и властью того, что коррупция является препятствием развития страны. Негативное общественное мнение по отношению к коррупции, создающее спрос на действия властей против коррупции, которые вынуждены реагировать для сохранения своей власти (т.е. общественное мнение стимулирует власть активнее бороться с коррупцией).

Борьба против коррупции Повышение издержек и снижение выгоды для тех, кто вступает в коррупционные взаимодействия. Этого можно добиться следующими способами: Через неотвратимость и серьезность наказания. Через снижение выгоды посредством увеличения вознаграждения за выполнение непосредственной работы. Если человек получает высокую зарплату, то ему невыгодно заниматься коррупцией. Повышение контроля со стороны власти и общественности, обеспечение прозрачности всех действий и решений чиновников. Создание конкурентной экономической среды и конкурентного ценообразования. Для этого, например, необходимо жестко контролировать конкурсное распределение контрактов. Конкурсы следует проводить по следующей схеме: на первом этапе разработка и чёткая проработка критериев, по которым будет определяться победитель, на последнем этапе определять победителя должны другие люди (не те, кто вырабатывал критерии). Создание гражданского общества, создание атмосферы нетерпимости к коррупции. Большая формализация правил, сокращение влияния субъективного мнения и суждения до минимума. Снижение уровня «теневой» экономики

Специфические российские проблемы Описанные ниже проблемы являются продолжением тех, которые по проявлению или происхождению уходят корнями в советский период. Некоторые из них усугублены условиями переходного периода (частично об этом говорилось выше). 1. Слабость судебной системы – одна из основных проблем переходного периода. Система тотального партийного надзора приучала людей искать защиты в партийных организациях, а не в судах (последнее считалось почти неприличным). После распада этой системы на ее месте образовалась правовая брешь, незаполненная до сих пор. Сейчас в России слабость судебной системы проявляется в том, что: бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов; слабо исполняются судебные решения; низка пропускная способность арбитражных судов, а значит, резко увеличиваются сроки рассмотрения дел в них, что нередко парализует коммерческую деятельность; не хватает квалифицированных кадров, соответствующих требованиям новых экономических условий. В противостоянии коррупции практически не используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства. Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.

2. Неразвитость правового сознания населения порождена той же причиной – укорененной при советском режиме системой партийного квазиправа. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление "низовой" коррупции. 3. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно "интересов государства" и "общенародной собственности" – типично российская проблема. Защита прав и интересов граждан, в том числе – частных собственников, еще не стала центральной задачей. В итоге предприниматели, не находя защиты в сфере права, ищут ее в сфере свободной купли-продажи незаконных услуг чиновников. 4. Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику имеет в России корни более древние, чем 70 лет коммунистического режима. Это приводит к тому, что попытки правового регулирования вязнут в старой бюрократической системе, продолжающей работать по своим собственным законам, установленным несколько столетий тому назад. Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. Проблема в том, что государство, реализуя свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство, и в том, насколько эффективно оно осуществляется. Таким образом, коррупция - это прежде всего сигнал, указывающий на неуклюжие, неоправданные, неэффективные действия государства. В экономической сфере последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы активности, к чему труднее всего приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Ниже приводится далеко не полный перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией.

. Приватизация государственной собственности везде служит серьезным источником коррупции. В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Еще на начальных стадиях около 30 % всех постановлений по приватизации, по данным правоохранительных органов, содержали нарушения норм действующего законодательства. Практиковалось включение чиновников в число акционеров. По данным МВД, каждое десятое должностное преступление из числа выявленных в период с 1994 по середину 1997 г. совершается в сфере приватизации (5600). Наиболее распространенные нарушения - присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества. К этому придется добавить многочисленные случаи, не подпадающие под прямую уголовную ответственность: оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц. Неслучайно именно приватизация стала последнее время полем для политических схваток, в которых главное оружие - компрометирующие материалы и обвинения в коррупции.

Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств - еще одна благодатная сфера для коррупционеров. В числе основных причин – слабая дисциплина исполнения бюджета при почти полном отсутствии реакции на результаты контрольных проверок Счетной палаты. Наиболее часто нарушения, наносящие ущерб федеральному бюджету и нередко сопряженные с коррупцией, возникают при следующих обстоятельствах: поступление налогов и платежей в федеральный бюджет; денежные зачеты; получение связанных иностранных кредитов; привлечение кредитов коммерческих банков под гарантии и поручительства Минфина России от имени Правительства, вексельные и другие кредиты; переоформление задолженности предприятий и организаций субъектов Федерации на государственный внутренний долг РФ и выделение финансовой помощи субъектам РФ; необоснованно высокая просроченная дебиторская задолженность; нецелевое и неэффективное использование средств федерального бюджета.

Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности. Именно поэтому из общего числа должностных лиц, привлеченных к ответственности за деяния, которые можно квалифицировать как коррупцию (этого термина нет в Уголовном Кодексе), законодатели составляют не более 3 %. Неясно, должно ли служить утешением ходящее по рукам и страницам газет "меню" коррупционных услуг в Государственной Думе с расценками, на порядок меньшими тех, за которые совершают грехопадение законодатели во многих странах с более развитой демократией.

. Правоохранительные органы и экономическая преступность сращиваясь создают среду, которая является существенным препятствием для борьбы с коррупцией. Создаются "комплексные бригады", зарабатывающие деньги на развале уголовных дел; за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных органов на службу ("по совместительству") в коммерческие структуры и создания таковых под патронажем стражей порядка. Родственники чиновников высокого ранга из таможенных или налоговых органов вдруг, независимо от квалификации, оказываются на весьма денежных должностях в коммерческих структурах. (Не менее удачливы и родственники некоторых высокопоставленных служащих из других органов власти.)

Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.

В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; злоупотребление должностными полномочиями; получение взятки; дача взятки; служебный подлог. Вместе с тем ряд очень распространенных в России действий явно коррупционного характера не нашел отражения в новом УК. Среди них: участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли; использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с задействованием для этого подставных лиц и родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечения личной прибыли; предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды.