«Без памяти – нет традиций, Без традиций – нет культуры, Без культуры – нет воспитания, Без воспитания – нет духовности, Без духовности – нет личности, Без личности – нет народа» Академик Г. Н. Волков.
Изучение традиций русского народа, является эффективным средством развития личности школьника. Эта деятельность позволяет приобщить их к национальной культуре, духовно – нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, познавательную активность, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Как учитель технологии, я пытаюсь решить задачу приобщения учащихся к русской народной культуре на своих уроках.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» направлена на углубленное изучение основы традиционной русской культуры. В задачи трудового обучения и воспитания входит приобщение детей к истокам русской культуры, к русским национальным традициям, где предстоит раскрыть перед школьниками гармоническое взаимодействие всех поколений в семье и обществе и ознакомить с художественными промыслами России и Белгородской области.
На этой основе у ребят формируется познавательная активность, стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать, обобщать и анализировать факты жизни, строить свое «семейное гнездо», вести домашний интерьер.
Познавательная активность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
3. Развить теоретическое мышление 4. Сформировать у учащихся самоконтроль, самооценку, самоанализ 2. Способствовать формированию учебных действий 1. Расширить познавательный интерес и потребности учащихся
Изучение раздела программы «Конструирование и моделирование одежды» даёт общее представление о русском народном костюме (рубаха, сарафан, понева, головной убор, пояс, обувь).
РУБАХА -, рубашка (рубить?) ж. сорочка, кошуля, мельница; одежда из числа белья, надеваемая под низ, на тело.
История белья довольно коротка: рубахообразные одежды древних народов надевались прямо на тело и одновременно выполняли функцию верхней одежды. Белье в нашем понимании не было известно.
Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Состояла из двух различных частей, сшитых на уровне груди: рукавов - верхней части, и стана - нижней части. Рукава обычно шились из хорошего тонкого холста, а стан - из домотканых более грубых холстин.
Богатые женщины носили одновременно две рубахи - исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку; как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.
Все украшения рубах несли обереговый характер. Рубахи передавали из поколения в поколение, из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери - дочери. Берегли венчальные и боевые рубахи. В них обряжали в последний путь.
При изучении раздела «Вышивка» школьницы наряду с практическими умениями приобретают знания о традиционных видах вышивки, изучая сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой традиционного русского узора, костюма.
Раздел «Лоскутное шитье» наряду с практическими умениями приобретают знания об образе жизни наших предков, чем они занимались в свободное от работы время. Все это связывает художественное прошлое наших предков с настоящим и будущим русского народа.
В разделе «Кулинария» учащиеся узнают об истории русской кухни. Каждый народ имеет свои исторические корни, свои традиции, которые неизбежно накладывают отпечаток на его быт.
Особое место отводится методу проектов. Начиная с 5 класса, дети учатся правильно ставить цели и задачи по теме своего проекта, оформлять его. Надеюсь, что это поможет современной молодежи более внимательно относиться к старшему поколению, узнавать много интересного от собственных бабушек, хранить и передавать семейные предания и традиции своим детям.
Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим чувство единения на уровне нации, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации. Чем раньше происходит «погружение» детей в пласт народных традиций, тем органичнее закладывается фундамент его эстетических и нравственных идеалов
«Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего».