Классификация объектов материального мира
Цель: Познакомить с приемом классификации объектов
Классификация объектов материального мира - одна из основных мыслительных операций, которая заключается в умении распределять объекты, понятия, названия, явления по классам, группам при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общими признаками.
Чтобы найти общие признаки, нужно научиться выделять признаки каждого отдельного объекта, а потом путем сравнения находить общее.
Умение выделять признаки объектов – это первое микро умение, которое лежит в основе умения классифицировать.
Существенными называются такие признаки, без которых данный объект существовать не может, становится чем-то другим.
OHNa Li OH
Характерные признаки – это признаки, по которым различаются объекты друг от друга внутри класса.
OH (OH) 2 Na Ca
Умения выделять существенные и характерные признаки – это еще два умения, лежащие в основе умения классифицирования.
Методика направлена на формирование умения определять признаки объекта, выделять характерные и существенные признаки объектов, распределять объекты на группы.
Этапы формирования умений На первом этапе учащиеся выполняют предписание алгоритма и выделяют признаки объектов, заполняя таблицу 1.
На втором этапе учащиеся, сначала, определяют характерные признаки, находя различия между веществами и вносят в таблицу 2, затем, составляют классификацию на основе обозначенных характерных признаков. Этапы формирования умений
На третьем этапе учащиеся вначале определяют существенные признаки, то есть находят общее между веществами и вносят в таблицу 3, затем классифицируют объекты на основе обозначенных существенных признаков. Этапы формирования умений
алгоритм 1. Прочитайте определение: «Характерные признаки – это признаки, по которым можно отличить молекулы кислот друг от друга, внутри одного класса» 2. Заполните таблицу 1. Выпишите признаки трех объектов
3. Обсуди с напарником признаки. Если выделенные признаки не совпадают, обоснуй свою точку зрения и сравни свое обоснование с обоснованием напарника. Впиши недостающее. Зачеркни лишнее.
4. Подчеркни прямой линией в своей таблице признаки объектов, которые отличают их друг от друга- это будут характерные признаки
5. Ответь на вопрос: «Каким способом ты находил характерные признаки кислот?»
6. Выбери два наиболее характерных признака и запиши в таблицу 2 в верхнюю строку
7. Запиши в колонку по два названия кислот у которых те же характерные признаки (воспользуйся дополнительной информацией). Объясни, почему получившийся у тебя результат является классификацией кислот.
8. Ответь на вопрос: «Как ты классифицировал кислоты по характерным признакам?»
9. Прочитайте определение: «Объект обладает существенными (важными) признаками. Если изменить существенный признак, то это будет уже другой объект» 10. Рассмотри в таблице 1 одинаковые для всех кислот признаки (которые ты не подчеркнул).
11. Ответь на вопрос «Какой признак нужно изменить в молекуле кислоты, чтобы получившийся объект нельзя было отнести к кислотам?». Это будет существенный признак объекта.
12. Подчеркни волнистой линией существенные признаки объекта.
13. Обсуди с напарником признаки. Если выделенные признаки не совпадают, обоснуйте каждый свою точку зрения.
14. Заполни таблицу 3. Распредели на три группы объекты: CaO, CuO, Al(OH) 3, HCI, H 2 O, CI 2 O 7, HNO 3, NaOH, H 2 SO 4. Объясни, почему получившийся у тебя результат является классификацией объектов.
Спасибо за работу