Серия занятий по теме: «Христианские представления о любви» Харченко Виктория Ананьевна, учитель ОПК МОУСОШ 2 г. Апшеронска
Основные ф о р м ы проведения занятий: Ц е л и и з а д а ч и: познакомить учащихся с сущностью евангельского учения о любви человека к Богу, ближнему и самому себе; рассмотреть основные свойства, виды и степени любви, а также пути приобретения любви; показать тесную нравственную связь между любовью и наказанием; побудить учащихся к нравственному самосовершенствованию. Беседа (эвристическая) с элементами эстетического (художественного) анализа Дискуссия Ситуативный практикум
Содержание Занятие 1 – «Бог есть любовь» (1 Иоан., 4,8) Занятие 2 – «О любви» (свойства любви) Занятие 3 – «Анализ свойств Любви: кротость, добропорядочность, жертвенность, смирение» Занятие 4 – «Анализ свойств Любви: добромыслие, правдолюбие, прощение, вера, надежда, терпение» Занятие 5 – «Любовь и наказание»
Занятие 1 «Бог есть любовь» (1 Иоан., 4,8) Игра «Знакомство» «Любишь не любишь»: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Что ты любишь? Чего не любишь? Кого ты любишь? Вводная беседа «Что такое любовь?» Любить это значит... Кого (что) мы любим? Способен ли человек любить совсем незнакомого чужого человека? Откуда в нас такая любовь? Беседа о «Троице» прп. Андрея Рублёва Кто изображён на иконе? (Анализ композиции и символики) Что происходит между ангелами? О чём возвещает эта икона? «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога... Бог есть любовь» (1 Иоан. 4: 7-8)
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 37-39) Анализ заповеди: Трудно ли любить Бога? Почему заповедь сформулирована в повелительном наклонении? Как можно научиться любить? (рассказ-притча)
Пример христианской любви к Богу Вера, Надежда, Любовь и их мать София 17/30 сентября
Занятие 2 О любви (свойства любви) Повторение и вводная беседа «Любовь естественная и благодатная» Почему и за что мы любим людей? Какая бывает любовь? Почему столь разные отношения и чувства названы одним словом? Тема любви в отечественном искусстве Что изображено? Какие чувства переживают герои полотен? О чём хотел сказать нам художник? Какая картина вам ближе и почему? Где изображена любовь естественная, а где - благодатная?
В.Якоби «Светлый праздник нищего» 1860В.Якоби «Портрет Самойловой с приёмной дочерью Амацилией» Н.Присекин «Наше дело правое...» З.Серебрякова «Портрет Ати с Татаном» 1924 И.Пелевин «Кормление ребёнка» 1880 А.Нестеров «Святая Русь»
Свойства любви Любовь долготерпит, милосердствует; Любовь не завидует; Любовь не превозносится, не гордится, не безчинстует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется о неправде, радуется же о истине; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё терпит. Любовь никогда не отпадает (не кончается), не предаёт. (1 Кор. 13: 4-7) Анализ свойств долготерпит, милосердствует, не завидует : 1) осмысление значения слова; 2) беседа; 3) вывод.
Ситуативный практикум Моделируем ситуацию Как зависть действует в человеке? Рисуем «портрет» зависти в символах Как бороться с завистью? Лосенко «Авель» К.Флавицкий «Продажа Иосифа»
Занятие 3 Анализ свойств любви: кротость, добропорядочность, жертвенность, смирение Вводная беседа «Гнев и гордость» Беседа о кротости («блаженны кроткие, ибо они наследуют землю») Беседа о гордости Кто истинный враг человека? Как бороться с пороками? (поиск решения) Как гордость побеждать смирением: учимся у святых.
Беседа о смирении и добре Беседа о смирении Почему смирение главная добродетель христианина? Беседа о жертвенности и «малом» добре: «Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое: без большого люди живут - без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от нехватки именно малого. Большое добро есть лишь крыша, возведённая на стенах- кирпичиках малого добра ». Арх. Иоанн (Крестьянкин)
Занятие 4 Анализ свойств любви: добромыслие, правдолюбие, прощение, вера, надежда, терпение» «Какою мерою мерите, такою же отменится и вам» (Лк.6,38) «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6,31) О.Лосев. Блудный сын Христос терпел и нам велел
Занятие 5 Любовь и наказание Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как Отец к сыну Своему. (Притч. 3,12) Детям, как Божьим цветам, нужны нежно греющее солнце, т.е. Любовь, нежность, ласка родителей, но вместе с тем и влага – наставления и вразумления, а подчас и гроза – наказание… Наказание есть страдание, а страдание очищает душу, если переносится со смирением. (Н.Е.Пестов) Тема для размышления: «Бог долго терпит – больно бьёт»
Кто нас разлучит от любви Божией? Кто разлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим. 8:35-39)
Благодарю за внимание!