Как помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ Результаты исследования и практические рекомендации
Исследование психического состояния Анализ уровня тревожности Уровень 9 Б класс 11 класс Не тревожны 12 чел.13 чел. Средняя тревожность 5 чел.7 чел. Очень тревожны 0 чел.
Исследование психического состояния Анализ уровня фрустрации Уровень 9 Б класс 11 класс Нормальный 11 чел.10 чел. Средний 6 чел.10 чел. Низкий 0 чел.
Исследование психического состояния Анализ уровня агрессии Уровень 9 Б класс 11 класс Нормальный 4 чел.7 чел. Средний 12 чел. Высокий 1 чел.
Исследование психического состояния Анализ уровня ригидность Уровень 9 Б класс 11 класс Нормальный 4 чел.9 чел. Средний 12 чел.8 чел. Высокий 1 чел.3 чел.
Исследование психологической готовности Волнуют ли тебя предстоящие экзамены? Ответ 9 Б класс 11 класс Да 11 чел. Немного 6 чел.9 чел. Нет 0 чел. Мне все равно 0 чел.
Исследование психологической готовности Какие эмоции вызывают у тебя предстоящие экзамены? Ответ 9 Б класс 11 класс Волнение 10 чел.13 чел. Страх 1 чел.7 чел. Переживание 7 чел.8 чел. Ответственность 3 чел.9 чел. Спокойствие 2 чел.0 чел. Другое 0 чел.
Исследование психологической готовности Начал ли ты готовиться к экзаменам? Ответ 9 Б класс 11 класс Да 8 чел.11 чел. Не совсем 6 чел.7 чел. Нет 3 чел.2 чел.
Исследование психологической готовности Что мешает тебе в подготовке? Ответ 9 Б класс 11 класс Незнание чего-либо 5 чел.8 чел. Неопределенность в выборе предметов 4 чел. Особенности мышления и памяти 1 чел.2 чел. Лень 4 чел.5 чел. Другое 2 чел.0 чел.
Исследование психологической готовности Кто помогает тебе готовиться? Ответ 9 Б класс 11 класс Сам 7 чел.12 чел. Учителя 14 чел.12 чел. Родители 4 чел.0 чел. Репетитор 0 чел.3 чел.
Исследование психологической готовности Как ты оцениваешь свою готовность к экзаменам на сегодняшний день? Ответ 9 Б класс 11 класс Я боюсь сдавать 4 чел.5 чел. Я не верен в себе 2 чел. Я немного волнуюсь 9 чел.12 чел. Я готов к сдаче 2 чел.1 чел.
Исследование психологической готовности Нуждаешься ли ты в помощи, если да, то от кого хотел бы ее получить? Ответ 9 Б класс 11 класс Не нуждаюсь 2 чел.5 чел. От учителя 14 чел.12 чел. От родителей 5 чел.2 чел. От репетитора 0 чел.3 чел. От психолога 2 чел.1 чел.
Исследование психологической готовности Что по твоему мнению, надо сделать учителям-предметникам и классному руководителю для подготовки к ЕГЭ? 9 Б класс 11 класс Позаниматься с нами Меньше запугивать Заниматься больше по обществу и по алгебре Дополнительные занятия Поддерживать Индивидуальные занятия Подготовить лучше Как можно больше тестов Настроить учеников только на ЕГЭ Совместно заучивать информацию которая бы помогла на ЕГЭ Понятно объяснять Уделять внимание сложным темам, в которых ученики плохо разбираются Побольше проводить уроки По результатам проверочных работ прорабатывать пробелы с каждым учеником
Проходить старые темы и изучать новые Подготовить к экзаменам Учить побольше, уроков побольше Больше консультаций перед экзаменами Давать больше консультаций Давать больше материала для изучения Не запугивать учеников трудностями Решать больше тестов, разбирать непонятные задания Чтобы дали больше знаний, помогли в трудностях Убеждать нас, что все получиться, а они говорят обратное (английский) Понять, что действительно нужно ученикам для сдачи экзаменов и помочь им Положительно настраивать учеников, а не говорить, что ты не сдашь, у тебя не получиться Побольше заниматься с нами Решать задания, которые будут встречаться на ЕГЭ Учителю нужно хорошо подготовить ученика, дать ему все знания, которые необходимы
ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога
Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ Отличительные особенности Традиционный экзамен ЕГЭ Что оценивается? Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях. Умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность Что влияет на оценку? Субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. Оценка максимально объективна Возможность исправить собственную ошибку? На устном экзамене легче заметить за счет обратной связи от экзаменатора, на письменном – при проверки собственной работы. Можно заметить и исправить ошибки при проверки
Кто оценивает? Знакомые ученику люди Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты Когда можно узнать результаты экзамена? На устном – сразу, на письменном – в течение нескольких дней В течение нескольких дней Критерии оценки Известны заранее Известны заранее, но в очень общем виде Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала Как происходит фиксация результатов? Письменный экзамен – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике Результаты необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов
Правополушарные дети Краткая психологическая характеристика: - богатое воображение; - хорошо развитое образное мышление; - прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения. Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ: -затруднения при необходимости четко логически мыслить; -трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях; -деятельность прохождения тестирования левополушарная по своей сути.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. -необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Во время экзамена. -возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.
Дети - синтетики Краткая психологическая характеристика. - опираются в большей степени на общее, а не на частности; - мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Основные трудности: - трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки; - при сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. - при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и наполнять их конкретным материалом; - при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Во время экзамена. - в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться.
Тревожные дети Краткая характеристика: -часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное; -задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли; -часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Основные трудности: -отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки. На этапе подготовки. -нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов; -создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания. Во время экзамена. - обеспечить ощущение эмоциональной поддержки (посмотреть, улыбнуться) - если ребенок обращается за помощью лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».
Неуверенные дети Краткая характеристика: - не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей; - не могут самостоятельно проверить качество своей работы; - хорошо справляются с заданиями по образцу; - часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать. Основные трудности: - необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение; - необходимость самостоятельного выбора стратегии деятельности.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. - при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?») Во время экзамена. - можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». - если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» – и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» - ни в коем случае нельзя говорить фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько».
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Краткая характеристика: - обычно эти дети характеризуют как «невнимательных», «рассеянных» ; - у таких детей часто неустойчивая работоспособность - они могут часто отвлекаться. Основные трудности: -непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. - важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, составление списки необходимых дел, линейка, указывающая нужную строку и т.д.). Во время экзамена. - требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». - необходимо использование внешних опор. Ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. - важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.
Перфекционисты и «отличники» Краткая психологическая характеристика: - высокая или очень высокая успеваемость; - ответственность, организованность, исполнительность; - перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Основные трудности: -им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно; - необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. -помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»; -им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания; - можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Во время экзамена. - нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее, можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. - в ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» – и помогать ребенку скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».
Астеничные дети Краткая психологическая характеристика: -высокая утомляемость, истощаемость; -при утомляемости резко увеличивается количество ошибок. Основные трудности: - ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени -высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. - важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал»; -оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился; -консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена. - требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое- то время останавливаются; - по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).
Гипертимные дети Краткая психологическая характеристика: - очень быстрые, энергичные, активные; - импульсивны, порой несдержанны; - быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок; - склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности; - не высокая значимость учебных достижений и сниженная учебная мотивация. Основные трудности: - «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. - важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись»; - необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания; - необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время экзамена. - нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?»; - их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.
Застревающие дети Краткая психологическая характеристика: - они с трудом переключаются с одного задания на другое; - им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания; - если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается. Основные трудности: -необходимо быстро переключаться с одного задания на другое; -актуализировать знания из различных разделов школьной программы.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. - научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания; - можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене. Во время экзамена. - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию»; - ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Аудиалы и кинестетики Краткая психологическая характеристика: - основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая (тактильная) Основные трудности: - ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки: На этапе подготовки. -необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал. Во время экзамена. -аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух; -в случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания; -кинестетики могут помогать себе простыми движениями(например, подвигать ногами под столом); - им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).