Технология организации групповой работы в начальной школе Составитель: учитель МОУ «СОШ 23» Составитель: учитель МОУ «СОШ 23» г. Энгельса Целищева Т.Б. г. Энгельса Целищева Т.Б. «Помоги другому и поймёшь сам!»
Групповая форма обучения. Большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса. Большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса.
Цель групповой работы Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Принципы групповой работы 1)социальное взаимодействие; 1)социальное взаимодействие; 2)позитивная взаимозависимость; 2)позитивная взаимозависимость; 3)личная отчетность; 4) равная доля участия каждого. 4) равная доля участия каждого.
Групповые формы можно классифицировать по 1)численности групп: парная групповая парная групповая
2)по характеру заданий: -единые (одно и то же задание для всех групп), -дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию.
Варианты комплектования групп
Виды заданий групповой работы Виды заданий групповой работы Работа в парах Мозговой штурм Игра «Продолжи » Охота за сокровищам и Снежный ком Мозаичная группа Прием «Зигзаг»
Виды групповой работы, наиболее подходящие для работы с учащимися начальной школы. Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра «Продолжи»
Виды групповой работы Снежный ком
Поведение учителя во время групповой работы Учитель может: Контролировать Организовывать Оценивать работу Участвовать в работе группы Предлагать участникам разные варианты решений Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
Правила совместной работы БУДЬТЕ : -взаимно вежливыми, -доброжелательными, -организованными, -дисциплинированными, -тактичными и терпимыми к промахам одноклассников; HE: -ссорьтесь, -перебивайте друг друга, радуйтесь ошибкам товарищей, -переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни );
Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более 7-15 минут,нельзя требовать в классе абсолютной тишины групповая работа должна занимать не более 7-15 минут,нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе. во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе. не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно. не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.
Оценивание работы учащихся в рамках группового обучения Учитель должен проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал, мы оцениваем уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Это означает, что работа в группе должна быть оценена другим способом, но как? Учитель должен проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал, мы оцениваем уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Это означает, что работа в группе должна быть оценена другим способом, но как?
Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет уместными в той или иной ситуации. Не надо бояться поощрять учеников, опасаясь того, что они привыкнут продуктивно работать лишь затем, чтобы получить приз: если работа в группах организована правильно, ученики будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет уместными в той или иной ситуации. Не надо бояться поощрять учеников, опасаясь того, что они привыкнут продуктивно работать лишь затем, чтобы получить приз: если работа в группах организована правильно, ученики будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей
Критерии эффективности групповой работы 1. Адекватность выбора групповой формы работы этапу и типу урока 2. Целеполагание (цель групповой работы): 3. Содержание групповой работы 4. Организация рефлексии групповой работы
Что почитать о групповой форме работы? Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа , 10 Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа , 10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000 Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
. Кузнецова И.. Почему нужно работать в группах // Начальная школа: плюс до и после. – с.16.. Кузнецова И.. Почему нужно работать в группах // Начальная школа: плюс до и после. – с.16. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе. – – с.10. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе. – – с.10. Чиханова О. В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении // Начальная школа: плюс до и после. – с.22. Чиханова О. В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении // Начальная школа: плюс до и после. – с.22.