Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя
Развитие орфографической зоркости младших школьников
Задачи проекта: Определиться в понимании, что такое «орфографическая зоркость» Выделить условия развития орфографической зоркости Составить подборку упражнений
Идея Возможность применения различных форм работы над орфографической зоркостью в процессе урока.
Система единообразных написаний. Правила единообразных написаний. Соблюдение принятых написаний, подчиняющихся определенным правилам. Часть науки и языке
Определение орфографической зоркости: Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)
Условия формирования орфографической зоркости На самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также развитие у них всего комплекса фонетических умений. Познакомить с признаками наиболее частотных орфограмм.
Систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения постепенно усложняя условия, в которых решается орфографическая задача.
Выделять отдельные звуки и определять их характер: гласнай или согласнай, гласнай ударнай или безударнай, согласнай твердый или мягкий, звонкий или глухой, парнай по глухости – звонкости или непарнай; устанавливать последовательность звуков; ориентироваться в звуках- «соседях»; проводить полнай звуковой анализ.
Алгоритм действия 1. Увидеть орфограмму 2. Определить вид (проверяемая / нет) если да 3. К какой грамматико-орфографической теме относится 4. Вспомнить правило (составить алгоритм) 5. Решить задачу 6. Записать слово. Самопроверка.
Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости Орфографические минутки, письмо с пропусками, специально организованное списывание, письмо по памяти, диктант. Списывание с дополнительными заданиями. Творческие работы, которые наряду с орфографическими умениями развивают умения воспринимать, воспроизводить и создавать текст.
Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начальной школе прослеживается позиционнай принцип русской орфографии (написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются). Морфема это самая маленькая значимая часть слова. Самая главная морфема это корень, несущий основной смысл слова. Остальные морфемы, несущие смысл и ночки, приставка, суффикс, окончание называются аффиксами.
Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится орфограмма. Если орфограмма в корне – ищет проверочное слово. Написания приставок и суффиксов запоминаются. Написание окончаний зависит от правила проверки данной части речи.
Безударнай гласнай – ударением. Парнай согласнай – перед гласным и сонорным Непроизносимый согласнай – измени слово.
Гласные и согласные в слабой позиции обозначаются теми же буквами, что и в сильной позиции в той же части слова. Т.е. ученик опирается на слова, в которых даннай звук находится в сильной позиции путем проверки или запоминания Т.е. ученик опирается на слова, в которых даннай звук находится в сильной позиции путем проверки или запоминания.
Упражнения для развития орфографической зоркости Письмо по памяти Р_хной, л_мной, г_чистый, М_русской, р_дней, л_чистый, Проверь слова, да не сп_ши, Красиво, грамотно сп_ши.
Упражнения для развития орфографической зоркости Засели домики. СН СТН Радос…най, прикрас…най, опас…най, доблесть…най, груз…най, вкус…най, не нас…най, тес..най, мес…най, ус…най.
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварнай период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие опасное место, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Развивать фонематический слух. Прививать интерес к чтению. Развивать словарнай запас детей.