Программа Образование и здоровье М.А. Павлова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ «Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи». (Всемирная организация здравоохранения, 1947 г.)
Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).
Цель Программы «ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ» Организация системной Организация системной комплексной работы по комплексной работы по сохранению, компенсации и сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся укреплению здоровья учащихся школы школы
Задачи Программы: Р азвитие здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Р азвитие здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Оптимизация учебного процесса за счет использования эффективных здоровьесберегающих методов и технологий обучения. Оптимизация учебного процесса за счет использования эффективных здоровьесберегающих методов и технологий обучения. Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой Организация мониторинга состояния здоровья детей. Организация мониторинга состояния здоровья детей. Содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у учащихся, их родителей, педагогов. Содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у учащихся, их родителей, педагогов.
Принципы построения Программы: Комплексность, системность, целостность, методическое единство, репрезентативность, динамичность.
Предполагаемый результат реализации Программы «ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ» 1. Устранение влияния на здоровье учащихся школьных факторов риска 2. Снижение тенденции ухудшения здоровья учащихся
СТРУКТУРА по разработке и реализации Программы «ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ» Субъекты(элементы)Цели и функции Формы организации Общественный Совет по здоровью Проектирование Программы здоровья Координация и согласование деятельности различных субъектов по реализации Программы Заседания Совета Педагогический совет школы Поэтапный анализ реализации Программы Принятие решений по коррекции Программы Проблемный Малый Большой Совет по физической культуре Организация физкультурно- оздоровительной работы Заседания Совета
Временные творческие группы Решение проблем, связанных с реализацией Программы «Обучение и здоровье» Групповая и индивидуальная творческая деятельность Социально-психолого- педагогическая служба Социально- психологическое сопровождение Программы Мониторинг Консультирование Консилиум Методический семинар Изучение комплекса мер, получившего название «здоровьесберегающие технологии в образовании» Лекционно-семинарские занятия Активные формы обучения Родительские собрания Просвещение родительской общественности по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей Мониторинг здоровья Общешкольные Классные Заседания родительского комитета
Психолого- педагогический консилиум Коррекция деятельности по сохранению и укреплению здоровья в отдельных классах и с конкретными учащимися Плановые По запросам Разработка коррекционных программ и планов сопровождения Школьный коллектив физической культуры Апробация элементов Программы Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Дни здоровья Соревнования Конкурсы Программы, тренинги Педагоги Овладение здоровьесберегающими технологиями в обучении и воспитании Семинары Индивидуальные планы
1 блок Программы «ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ» Рациональная организация учебного процесса Направления: Направления: - Соблюдение Сан ПиН к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения. - Использование методов и технологий обучения адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся. - Обоснованное введение инноваций в учебный процесс. - Рациональное и соответствующее требованиям преподавание физической культуры и занятий активно-двигательного режима. - Индивидуализация обучения. - Соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении. - Рациональная организация школьного питания.
2 блок Программы «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ» Организация физкультурно-оздоровительной работы Направления: - Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в секциях). - Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в секциях). -Организация занятий по ЛФК. -Организация занятий по ЛФК. -Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе. -Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе. -Организация динамических, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. -Создание условий и организация работы спортивных секций. -Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, походов, дней здоровья и т.д.).
3 блок Программы «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ» Профилактическая и просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Направления: -Включение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. -Включение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. -Лекции (лектории), беседы, классные часы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек. -Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.д. -Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.д. -Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.д.). -Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.д.). -Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
4 блок Программы «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ» Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями Направления: -Лекции и семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье и т.п. -Лекции и семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье и т.п. -Приобретение необходимой научно- методической литературы. -Приобретение необходимой научно- методической литературы. -Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. -Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. -Практикумы, обучающие педагогов методам саморегуляции.
5 блок Программы «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ» Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья Направления: Направления: -Отбор критериев показателей здоровья. -Отбор критериев показателей здоровья. -Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. -Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. -Внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в педагогические карты, находящиеся в школе. -Внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в педагогические карты, находящиеся в школе. -Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями. -Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями. -Введение карты здоровья класса (школы), что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры. -Введение карты здоровья класса (школы), что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры. -Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.