Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 с. Кизляр Кубачева Арифа Ризвановна
Проблема Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.
Актуальность проекта Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе". С. Харрисон
Создание условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации школьников к обучению в образовательной школе и разработке методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе
Задачи проекта создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению ; Определить до начала обучения группу риска – детей, с которыми будет трудней всего ; повысить педагогическую и культурную грамотность родителей ; выявить причины возможной дезадаптации школьников ; разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
Методы исследования теоретический : анализ психолго – педагогической и научно – методической литературы по проблеме ; экспериментальные : наблюдение, анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент, оценка деятельности ; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных : обработка, интерпретация результатов
Сроки реализации проекта Подготовительный этап ( сентябрь – ноябрь 2013 г.) Основной этап (декабрь 2013 г – апрель 2014 г.) Заключительный этап ( май 2014 г. )
Подготовительный этап Постановка цели. Определение задач. Подбор литературы. Изучение правовых актов. Составление плана работы Сбор и изучение информации о детях. Анкетирование родителей
Основной этап Составление рекомендаций для родителей будущих первоклассников ; Рекомендации родителям Родительское собрание « Мы идем в школу » Родительское собрание « Как помочь детям сохранить здоровье » Лекторий для родителей Анкета для родителей
Анкетирование родителей
Анкетирование родителей ( выявление применения рекомендаций )
Пассивное отношение родителей к предложенной программе действий. Ограниченный временной ресурс, для выравнивания стартовых возможностей. Ограниченность профессиональной психологической и логопедической помощи. Негативное влияние микросоциальной среды. Прогноз возможных негативных последствий
Заключительный этап Создание программы адаптации детей к школе Программа адаптации учащихся Игры для адаптации Карта адаптации
Используемая литература Колесникова И. А., Горчакова – Сибирская М. П. // « Педагогическое проектирование », Москва, Академия,2007 Горячев А. В. « Проектная деятельность в образовательной системе ». « Начальная школа До и После », 2004, 5, стр.3-8 Кичигина Т. В. « Педагогическое проектирование как ресурс развития образования » Педагогическое обозрение – 2004, 41 Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д., « Психолого педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей » М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001 Полат Е. С. « Новые педагогические технологии в системе образования », Москва, Академия, 2009 Интернет – ресурсы : shtml pervoklassnika/ php